Закон Тюменской области от 03.06.2004 N 235 "Об Избирательной комиссии Тюменской области"
3 июня 2004 года | N 235 |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тюменская область
ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят областной Думой 20 мая 2004 года
Настоящий Закон определяет статус, полномочия, порядок формирования, срок и условия досрочного прекращения полномочий Избирательной комиссии Тюменской области (далее - Комиссия), определяет задачи и функции Комиссии при проведении выборов и референдумов в соответствии с федеральным и областным законодательствами.
Глава I. СТАТУС, СОСТАВ И ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ КОМИССИИ
Статья 1. Статус Комиссии
1. Комиссия является государственным органом Тюменской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Тюменской области в соответствии с компетенцией, установленной федеральным и областным законодательствами.
2. Комиссия действует на постоянной основе, является юридическим лицом. Комиссия имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять в установленном законодательством порядке имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
3. Комиссия имеет печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации (далее - гербовая печать), печати с изображением герба Тюменской области, штампы и бланки со своим наименованием и реквизитами, изготовленные в установленном законом порядке.
4. Комиссия вправе в порядке, установленном законодательством, осуществлять издательскую деятельность, связанную с обеспечением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, повышением правовой культуры избирателей и организаторов выборов, подготовкой и проведением выборов, референдумов, иных избирательных действий, с иными вопросами развития избирательной системы Тюменской области.
5. В соответствии с Уставом Тюменской области Комиссия в пределах ее ведения обладает правом законодательной инициативы в Тюменской областной Думе.
6. Комиссия обобщает практику применения федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов Тюменской области, иных нормативных правовых актов на территории Тюменской области и может вносить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, органы государственной власти Тюменской области предложения по совершенствованию законодательства о референдуме, избирательного законодательства, а также по совершенствованию практики их применения.
7. Комиссия может иметь свои атрибуты (вымпел, эмблему), учреждать Почетную грамоту Комиссии и Благодарность Комиссии, положения о которых утверждаются решением Комиссии.
8. Комиссии располагается в городе Тюмени, в здании государственного органа исполнительной или законодательной власти Тюменской области.
9. Полное наименование Комиссии - Избирательная комиссия Тюменской области.
Статья 2. Состав и сроки полномочий Комиссии
1. Комиссия образуется в составе 14 членов с правом решающего голоса.
2. Срок полномочий Комиссии - 5 лет.
3. В случае, если срок полномочий Комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует Комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Тюменской областной Думы.
Статья 3. Порядок формирования Комиссии
1. Формирование Комиссии осуществляется Тюменской областной Думой и Губернатором Тюменской области на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Тюменской областной Думе, предложений других политических партий и иных общественных объединений, предложений Комиссии предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также предложений представительных органов муниципальных образований, в том числе предложений представительных органов муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. Порядок представления и рассмотрения предложений представительных органов муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа может конкретизироваться договором между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Решения Тюменской областной Думы и Губернатора Тюменской области о назначении членов Комиссии с правом решающего голоса принимаются не позднее чем за 5 дней до окончания срока полномочий Комиссии предыдущего состава. Срок приема предложений по новому составу Избирательной комиссии Тюменской области от субъектов, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется информацией о приеме таких предложений и составляет 30 дней. При этом день начала приема предложений устанавливается не ранее дня официального опубликования информации о приеме предложений. Информация о приеме предложений по составу Комиссии готовится и публикуется Комиссией.
3. Половина членов Комиссии назначается Тюменской областной Думой, другая половина - Губернатором Тюменской области.
4. Как Тюменская областная Дума, так и Губернатор Тюменской области обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов Комиссии на основе предложений, поступивших от субъектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а именно предложений, поступивших от:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Тюменской областной Думе.
5. Как Тюменская областная Дума, так и Губернатор Тюменской области обязаны назначить не менее чем по одному члену Комиссии на основе предложений, поступивших от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
5.1. Полномочия члена Избирательной комиссии Тюменской области, назначенного по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в соответствии с частью 5 настоящей статьи, могут быть прекращены досрочно по ее мотивированному представлению, внесенному в орган, назначивший этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии рассмотрению не подлежит. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена комиссии, а также в период избирательной кампании, период кампании референдума, в которых участвует Избирательная комиссия Тюменской области.
6. Предложения политических партий, общественных объединений должны быть приняты уполномоченными на то органами в порядке, предусмотренном их уставами (регламентами), и оформлены соответствующими решениями с приложением основных сведений о кандидате по форме, устанавливаемой Комиссией, заявления лица о его согласии на назначение членом Комиссии с правом решающего голоса и нотариально заверенных копий устава и свидетельства о регистрации политической партии, общественного объединения в соответствующих государственных органах.
7. В состав Комиссии может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, иного общественного объединения. Политическая партия, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав Комиссии.
8. В случае досрочного прекращения полномочий члена Комиссии, назначенного по представлению политической партии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, вакантное место замещается по представлению той же политической партии, если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 10 статьи 4 настоящего Закона.
8.1. Политическая партия, по предложению которой назначен член Комиссии в соответствии с частью 4 настоящей статьи, вправе внести в назначивший этого члена Комиссии орган мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена Комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена Комиссии политической партией должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена Комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена Комиссии рассмотрению не подлежит. Представление о досрочном прекращении полномочий члена Комиссии и предложение по кандидатуре нового члена Комиссии утверждаются решением уполномоченного на то уставом политической партии постоянно действующего руководящего органа политической партии или ее регионального отделения. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена Комиссии, за один год до окончания срока полномочий Комиссии, в период, который начинается за шесть месяцев до указанного в пункте 3 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) дня голосования на выборах, в подготовке и проведении которых в соответствии с законом участвует Комиссия, в период соответствующей избирательной кампании, а также в период избирательной кампании на иных выборах, кампании референдума, в подготовке и проведении которых участвует Комиссия.
9. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов Комиссии.
10. Решение о назначении членов нового состава Комиссии публикуется в средствах массовой информации.
Статья 4. Статус члена Комиссии с правом решающего голоса
1. Членами Комиссии с правом решающего голоса в соответствии с федеральным законодательством не могут быть:
а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными либо ограниченно дееспособными;
в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
д) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций;
е) судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры;
ж) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов;
з) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;
и) на соответствующих выборах, референдумах - члены комиссий с правом совещательного голоса;
к) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
м) лица, выведенные из состава избирательных комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования Комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные Комиссией нарушения), в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
н) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
о) лица, включенные в реестр иностранных агентов.
2. Под непосредственным подчинением в настоящем Законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.
3. Член Комиссии с правом решающего голоса не может на одних и тех же выборах, референдумах одновременно быть членом иной комиссии с правом решающего голоса.
3.1. Член Комиссии с правом решающего голоса вправе представлять в суде интересы Избирательной комиссии Тюменской области, а также иной комиссии на основании выданной ему доверенности.
4. Срок полномочий членов Комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий Комиссии.
5. Член Комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена Комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:
а) подачи членом Комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня (первого дня) голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена Комиссии, его близких родственников;
б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена Комиссии, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б", "н" и "о" части 1 настоящей статьи.
5.1. Член Комиссии с правом решающего голоса, работающий в Комиссии на постоянной (штатной) основе, освобождается от обязанностей члена Комиссии в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
5.2. Член Комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена Комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, на основании мотивированного представления политической партии о досрочном прекращении его полномочий, внесенного в соответствии с частью 8.1 статьи 3 настоящего Закона. Член Комиссии, назначенный по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, может быть освобожден от обязанностей члена Комиссии до истечения срока своих полномочий на основании мотивированного представления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, внесенного в соответствии с частью 5.1 статьи 3 настоящего Закона.
5.3. Член Комиссии с правом решающего голоса, работающий в Комиссии на постоянной (штатной) основе, освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом N 67-ФЗ и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
6. Полномочия члена Комиссии с правом решающего голоса в случае появления оснований, предусмотренных пунктами "ж", "к" и "л" части 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению Комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что Комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена Комиссии приведет к тому, что Комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена Комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего.
7. Полномочия члена Комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
а) прекращения гражданства Российской Федерации члена Комиссии или приобретения им гражданства (подданства) иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
б) вступления в законную силу в отношении члена Комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении члену Комиссии административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
в) признания члена Комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
г) смерти члена Комиссии;
д) признания члена Комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления Комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
е) вступление в законную силу решения суда о расформировании комиссии в соответствии со статьей 31 Федерального закона N 67-ФЗ;
ж) включения члена Комиссии в реестр иностранных агентов.
8. Утратил силу. - Закон Тюменской области от 06.10.2005 N 405.
9. Если орган, к компетенции которого относится назначение члена Комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена Комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена Комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена Комиссии принимается Комиссией в течение трех дней со дня истечения указанных сроков.
10. В период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума орган, к компетенции которого относится назначение члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в частях 5 - 5.2 и 7 настоящей статьи, не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом и настоящим Законом. В иной период орган, к компетенции которого относится назначение члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии не позднее чем в месячный срок со дня прекращения полномочий выбывшего члена комиссии. При этом срок приема предложений, установленный пунктом 2 статьи 3 настоящего Закона, сокращается с учетом сроков, установленных пунктом 8 статьи 3 настоящего Закона. Решение о сроках приема публикуется Комиссией. В случае невыполнения данных требований нового члена Комиссии назначает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации с соблюдением требований, установленных федеральным законом.
10.1. Орган, назначивший члена Комиссии, в отношении которого внесено представление о досрочном прекращении полномочий в соответствии с частями 5.1 или 8.1 статьи 3 настоящего Закона, принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена Комиссии и назначении нового члена Комиссии либо об отказе в удовлетворении представления о досрочном прекращении полномочий не позднее чем в месячный срок со дня получения представления о досрочном прекращении полномочий члена Комиссии и предложения по кандидатуре нового члена Комиссии. Орган, назначивший члена Комиссии, в отношении которого политической партией внесено представление о досрочном прекращении полномочий в соответствии с частью 8.1 статьи 3 настоящего Закона, информирует политическую партию о принятом в соответствии с настоящей частью решении. Орган, назначивший члена Комиссии, в отношении которого Центральной избирательной комиссией Российской Федерации внесено представление о досрочном прекращении полномочий в соответствии с частью 5.1 статьи 3 настоящего Закона, информирует Центральную избирательную комиссию Российской Федерации о принятом в соответствии с настоящей частью решении.
11. Председатель, заместитель председателя и секретарь Комиссии работают в Комиссии на постоянной (штатной) основе. Председатель Комиссии должен иметь высшее образование.
12. Возможность работы на постоянной (штатной) основе иных, кроме указанных в пункте 11 настоящей статьи, членов Комиссии с правом решающего голоса определяется решением Комиссии при наличии соответствующего бюджетного финансирования.
13. Члены Комиссии с правом решающего голоса, работающие в указанной Комиссии на постоянной (штатной) основе, замещают государственную должность Тюменской области. На данных членов Комиссии распространяются ограничения, обязанности и запреты, установленные действующим федеральным законодательством.
14. Трудовой договор с председателем Комиссии подписывается от имени Комиссии членом Комиссии, уполномоченным Комиссией на ее первом заседании.
15. Трудовые договоры с заместителем председателя, секретарем Комиссии и членом Комиссии, работающим на постоянной (штатной) основе, подписываются от имени Комиссии председателем Комиссии.
16. Трудовые договоры с лицами, указанными в пунктах 14, 15 настоящей статьи, заключаются на срок полномочий Избирательной комиссии Тюменской области данного состава.
17. В случае если срок полномочий Избирательной комиссии Тюменской области истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует Избирательная комиссия Тюменской области, окончание действия трудовых договоров с выборными должностными лицами Избирательной комиссии Тюменской области продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума, что оформляется дополнительными соглашениями к соответствующим трудовым договорам. В случае отсутствия данного соглашения выборные должностные лица продолжают исполнять свои трудовые обязанности до окончания избирательной кампании, кампании референдума.
Статья 4.1. Порядок проведения первого заседания Комиссии нового состава, избрания председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии
1. Комиссия нового состава собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов. При этом в состав Комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов Комиссии.
Со дня первого заседания Комиссии нового состава полномочия Комиссии прежнего состава прекращаются.
2. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса.
На первом заседании Комиссии нового состава вправе присутствовать члены Комиссии предыдущего состава.
3. Первое заседание Комиссии открывает старейший по возрасту член Комиссии с правом решающего голоса и ведет его до избрания председателя Комиссии.
4. На первом заседании Комиссии:
а) председательствующий представляет членов Комиссии с правом решающего голоса, назначенных в соответствии с настоящим Законом;
б) избирается счетная комиссия в составе трех членов Комиссии с правом решающего голоса (большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии открытым голосованием);
в) проводятся выборы председателя, заместителя председателя и секретаря Комиссии в порядке, установленном настоящим Законом;
г) избирается член Комиссии, уполномоченный на подписание трудового договора от имени Комиссии с председателем Комиссии.
5. Председатель избирается на первом заседании Комиссии из числа членов Комиссии с правом решающего голоса по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Если предложенная Центральной избирательной комиссией Российской Федерации кандидатура на должность председателя Комиссии будет отклонена, то в соответствии с федеральным законодательством Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана предложить новую кандидатуру из числа членов Комиссии с правом решающего голоса. Председатель Комиссии избирается тайным голосованием с использованием бюллетеней и избирательного ящика.
Заместитель председателя и секретарь Комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов Комиссии с правом решающего голоса тайным голосованием с использованием бюллетеней и избирательного ящика.
6. Организацию голосования и подсчет голосов осуществляет счетная комиссия, образуемая из числа членов Комиссии.
7. Избранным на должность председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов Комиссии.
8. В случае если в бюллетень для голосования было включено два или более кандидата и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов членов Комиссии, проводятся следующие процедуры:
а) если в первом туре голосования в бюллетень было включено два кандидата, то второй тур голосования проводится по одному кандидату, получившему наибольшее число голосов;
б) при включении в бюллетень в первом туре голосования более двух кандидатов второй тур голосования проводится по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов;
в) если за кандидатом, получившим наибольшее число голосов, следующие по порядку в бюллетене два и более кандидата получили равное число голосов, то все они вместе с кандидатом, получившим наибольшее число голосов, включаются в бюллетень для голосования во втором туре голосования.
9. Основанием для исполнения обязанностей председателя Комиссии является решение Комиссии об избрании председателя Комиссии, копия приказа (распоряжения) об увольнении с прежнего места основной работы (должности), трудовой договор, распоряжение избранного председателя Комиссии о том, что он приступил к исполнению своих обязанностей на штатной основе.
10. Основанием для исполнения обязанностей заместителя председателя, секретаря Комиссии, члена Комиссии на постоянной (штатной) основе является решение Комиссии об избрании заместителя председателя, секретаря Комиссии, принятии на постоянную (штатную) основу члена Комиссии, копия приказа (распоряжения) об увольнении с прежнего места основной работы (должности), трудовой договор, распоряжение избранного председателя Комиссии о том, что заместитель председателя, секретарь, член Комиссии приступили к исполнению своих обязанностей на штатной основе.
Статья 5. Статус члена Комиссии с правом совещательного голоса
1. Члены Комиссии с правом совещательного голоса назначаются в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иными федеральными законами.
2. Утратил силу. - Закон Тюменской области от 10.12.2010 N 82.
3. Исключен. - Закон Тюменской области от 05.07.2007 N 13.
4. Членами Комиссии с правом совещательного голоса могут быть назначены граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, обладающие избирательными правами, за исключением лиц, указанных в Федеральном законе N 67-ФЗ.
5. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к даче согласия на назначение или отказу от назначения членом Комиссии с правом совещательного голоса.
6. Деятельность члена Комиссии с правом совещательного голоса начинается с момента получения Комиссией от зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума документов, в которых указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство Российской Федерации (наличие гражданства иностранного государства), место работы, род занятий и полный адрес места жительства члена Комиссии с соблюдением требований, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
7. Члену Комиссии с правом совещательного голоса выдается удостоверение, форма которого устанавливается Комиссией.
8. Полномочия члена Комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших его, и переданы другому лицу. При этом кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе прекращать полномочия члена Комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена Комиссии с правом совещательного голоса не более чем пять раз.
9. Срок полномочий членов Комиссии с правом совещательного голоса устанавливается в соответствии с требованиями пункта 24 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ.
10. Если кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению в регистрации списка кандидатов, либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, либо кандидат, список кандидатов выбыли досрочно по иным основаниям, полномочия членов Комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации либо со дня выбытия кандидата, списка кандидатов по иным основаниям.
11. Член Комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными статьей 29 Федерального закона N 67-ФЗ правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие Комиссия.
Статья 6. Полномочия членов Комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса
1. Член Комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях Комиссии.
2. Орган исполнительной власти Тюменской области, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать члену Комиссии с правом решающего голоса, для которого указанные органы, предприятия, учреждения и организации являются местом основной работы, содействие в обеспечении транспортом для участия в заседании Комиссии.
3. Члены Комиссии с правом решающего голоса:
а) заблаговременно извещаются о заседаниях Комиссии;
б) вправе выступать на заседаниях Комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания Комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, включая списки, составленные в электронном виде, сведения об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей комиссии и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, участников референдума, в том числе составленных в электронном виде, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
г.1) вправе знакомиться с документами и материалами, указанными в пункте "г" настоящей части, нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, участников референдума, в том числе составленных в электронном виде, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
д) вправе обжаловать действия (бездействие) Комиссии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
е) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума, в том числе составленным в электронном виде, числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума.
4. Член Комиссии с правом совещательного голоса обладает правами члена Комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, предусмотренными пунктами "а" - "г", "д" части 3 настоящей статьи.
5. Член Комиссии с правом совещательного голоса не вправе:
а) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;
б) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции Комиссии, и подписывать решения Комиссии;
в) составлять протоколы об административных правонарушениях.
Положения настоящей части не могут служить основанием для отказа члену Комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении членами Комиссии с правом решающего голоса указанных в настоящей части действий.
6. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 02.06.2022 N 18.
Статья 6.1. Полномочия председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии
1. Председатель Комиссии:
а) представляет Комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, избирательными объединениями, учреждениями и организациями всех форм собственности, средствами массовой информации;
б) созывает заседания Комиссии и председательствует на них;
в) осуществляет контроль за реализацией решений Комиссии и работой аппарата Комиссии;
г) издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
д) подписывает решения Комиссии, а также исходящие от нее разъяснения и иные акты Комиссии, принятые в пределах ее компетенции;
е) дает поручения заместителю председателя, секретарю Комиссии и членам Комиссии;
ж) является распорядителем финансовых средств, выделяемых Комиссии из федерального и областного бюджетов, в связи с этим имеет право первой подписи;
з) осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата Комиссии, решает иные кадровые вопросы;
и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Законом, законами Тюменской области, Регламентом Комиссии.
2. Заместитель председателя Комиссии:
а) осуществляет полномочия председателя Комиссии в случае его отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей;
б) выполняет поручения председателя Комиссии;
в) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Законом, законами Тюменской области, Регламентом Комиссии.
3. Секретарь Комиссии:
а) обеспечивает подготовку заседаний Комиссии, вносимых на ее рассмотрение материалов;
б) подписывает решения Комиссии;
в) выполняет поручения председателя Комиссии;
г) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Законом, законами Тюменской области, Регламентом Комиссии.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ КОМИССИИ
Статья 7. Полномочия Комиссии при подготовке и проведении выборов, референдумов
1. Полномочия и порядок деятельности Комиссии при подготовке и проведении выборов, референдумов устанавливаются Федеральным законом N 67-ФЗ, иными федеральными законами, Уставом Тюменской области, Избирательным кодексом (Законом) Тюменской области от 3 июня 2003 года N 139, настоящим Законом, другими законами Тюменской области.
2. Комиссия в пределах своих полномочий на территории Тюменской области:
а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) организует закупку технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, в том числе по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации; осуществляет контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых комиссий;
в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;
г) осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти Тюменской области, референдума Тюменской области, распределяет выделенные из федерального бюджета, областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
е) утверждает перечень территориальных комиссий;
е.1) устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории Тюменской области;
ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
з) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Тюменской области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти Тюменской области, органы местного самоуправления, референдума Тюменской области, местного референдума;
и) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;
к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
л) участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (учета), в формировании и ведении регистра избирателей, участников референдума;
м) участвует в осуществлении проверки сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроле за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информировании граждан о результатах этих проверок;
н) координирует деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, комиссий референдума;
о) обращается с заявлением в суд о расформировании территориальной и участковой избирательной комиссии в случаях, порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами, законами Тюменской области;
п) издает инструкции и иные акты, обязательные для избирательных комиссий, комиссий референдума, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений и их должностных лиц, других участников избирательного процесса при проведении выборов, в том числе утверждает формы финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, а также избирательных комиссий, комиссий референдума;
р) обеспечивает единообразное использование на территории муниципального образования государственной автоматизированной информационной системы;
с) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Тюменской области.
2.1. Избирательная комиссия Тюменской области вправе обращаться в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, при проведении выборов в органы государственной власти, референдума Тюменской области. Избирательная комиссия Тюменской области вправе обращаться в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с таким представлением при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов на основании материалов, направленных организующей муниципальные выборы, местный референдум комиссией.
3. Решения Комиссии, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом.
4. Мероприятия, предусмотренные пунктом "в" части 2 настоящей статьи, реализуются Комиссией совместно с нижестоящими избирательными комиссиями.
Статья 8. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 10.12.2010 N 82.
Статья 9. Участие Комиссии в реализации федеральных и целевых программ
1. Комиссия в порядке, предусмотренном законодательством, решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принимает участие в создании и использовании государственной автоматизированной информационной системы, ее средств автоматизации.
2. Комиссия принимает в порядке, предусмотренном федеральным законом, решение о порядке использования государственной автоматизированной информационной системы при проведении выборов в органы государственной власти Тюменской области, референдума Тюменской области, муниципальных выборов, местных референдумов.
3. При использовании в соответствии с федеральными законами государственной автоматизированной информационной системы в целом либо отдельных ее технических средств при проведении выборов, референдума Тюменской области, в том числе при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, референдума, Комиссия образует группу из числа членов Комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием государственной автоматизированной информационной системы (отдельных ее технических средств).
4. На основе совместного решения Комиссии и органа исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, государственная автоматизированная информационная система, ее средства автоматизации могут использоваться для информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий, образованных в Тюменской области, информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
5. Комиссия участвует в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ и мероприятий, связанных с развитием избирательной системы, повышением правовой культуры избирателей и организаторов выборов, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий, а также решением иных вопросов обеспечения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в порядке, определяемом федеральными законами, законами Тюменской области, иными нормативными правовыми актами, решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Статья 10. Взаимодействие Комиссии с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями при осуществлении Комиссией своих полномочий
1. В соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ в целях обеспечения реализации положений Федерального закона N 67-ФЗ, иных федеральных законов и настоящего Закона государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать Комиссии содействие в реализации ее полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации, документации референдума (до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом), обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать Комиссии содействие в реализации ее полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять Комиссии необходимые сведения и материалы, давать ответы на ее обращения в порядке и сроки, установленные федеральными законами и законами Тюменской области.
3. Комиссия взаимодействует с общественными объединениями в порядке, предусмотренном федеральными законами, настоящим Законом, другими законами Тюменской области.
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ
Статья 11. Организация деятельности Комиссии
1. Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.
2. Комиссия рассматривает на своем заседании вопросы, входящие в ее компетенцию, и принимает решения в пределах полномочий, предусмотренных федеральными законами, Уставом Тюменской области, настоящим Законом, другими законами Тюменской области.
3. Комиссия на своем заседании рассматривает также вопросы, связанные с выполнением поручений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, если иной порядок рассмотрения указанных вопросов не предусмотрен соответствующим решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
4. Заседания Комиссии созываются председателем Комиссии или по его поручению заместителем председателя, а также по требованию не менее одной трети состава членов Комиссии с правом решающего голоса, установленного в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона.
5. Указанное требование в письменной форме с необходимым количеством подписей членов Комиссии должно быть представлено председателю Комиссии, а в случае его отсутствия - заместителю председателя не позднее чем за семь дней до заседания Комиссии.
6. Заседание Комиссии является правомочным, если в нем принимает участие большинство от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса. В случае невозможности прибыть на заседание член Комиссии заблаговременно извещает об этом председателя, его заместителя либо секретаря Комиссии.
7. Заседания Комиссии проводятся, как правило, по месту ее постоянного пребывания.
8. Комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания в пределах Тюменской области.
9. Все заседания Комиссии протоколируются.
10. Комиссия разрабатывает и принимает регламент Комиссии.
11. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с перспективными и текущими (календарными) планами работы, а также планами мероприятий по подготовке и проведению выборов, референдумов, иных избирательных действий.
12. План работы Комиссии утверждается на ее заседании в порядке и сроки, предусмотренные регламентом Комиссии.
13. Планы работы Комиссии по подготовке и проведению выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации, реализации федеральных целевых программ принимаются на основе планов работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
14. Информация о выполнении планов работы Комиссии рассматривается на заседаниях Комиссии в порядке и сроки, предусмотренные регламентом Комиссии.
Статья 12. Решения Комиссии и порядок их принятия
1. Решения Комиссии принимаются членами Комиссии с правом решающего голоса на заседаниях Комиссии и оформляются в порядке и сроки, предусмотренные федеральными законами, настоящим Законом, другими законами Тюменской области, регламентом Комиссии.
2. Решения Комиссии об избрании либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя или секретаря Комиссии, а также о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдумов, о регистрации или об отказе в регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, решения об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, а также об отмене решения нижестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума и принятии при этом решения по существу вопроса в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, законом области, принимаются на заседаниях Комиссии большинством голосов от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса.
3. Решения Комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии с правом решающего голоса.
4. При принятии решений Комиссией в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя Комиссии (председательствующего на заседании Комиссии) является решающим.
5. Решения Комиссии принимаются открытым голосованием. Решения об избрании или досрочном освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря Комиссии принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).
6. Комиссия может принять решение о проведении тайного голосования по любому вопросу, входящему в ее компетенцию.
7. Решения и протоколы заседания Комиссии подписываются председательствующим на заседании и секретарем Комиссии.
8. Члены Комиссии с правом решающего голоса, не согласные с решением Комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе Комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение Комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение Комиссии.
9. Решения Комиссии, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены федеральными законами, законами Тюменской области. При опубликовании (доведении до сведения) решений Комиссии, содержащих сведения о кандидатах, не подлежат публикации серия и номер паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а вместо адреса места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, района, города или иного населенного пункта, где находится его место жительства.
10. Решения Комиссии вступают в силу с момента их принятия, если иное не установлено федеральным законом, законом Тюменской области либо не оговорено в самом решении.
11. При необходимости по рассмотренным на заседании Комиссии вопросам проводятся пресс-конференции, совещания и другие мероприятия информационного характера.
12. О принятом по жалобе решении Комиссия информирует заявителя в порядке и сроки, установленные федеральными законами, законами Тюменской области, регламентом Комиссии.
Статья 13. Гласность и открытость в деятельности Комиссии
1. Деятельность Комиссии, в том числе при подготовке и проведении выборов, референдума, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, выполнении иных избирательных действий, осуществляется открыто и гласно.
2. Комиссия в сроки и порядке, установленные федеральными законами, законами Тюменской области, информирует избирателей, участников референдума о своем составе, местонахождении, номерах телефонов, факсов и иных реквизитах технических средств связи, об образовании избирательных округов и их границах, о выдвижении и итогах регистрации кандидатов, об их биографических данных, в том числе об образовании, о наличии гражданства иностранного государства, об отбытии наказания в соответствии с приговором суда, о расходовании финансовых средств избирательными комиссиями, о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальных счетах избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, фонда по проведению референдума, об итогах голосования по каждому кандидату (списку кандидатов), вопросу референдума, о результатах выборов, референдума, а также по другим вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума, иных избирательных действий.
3. На заседаниях Комиссии вправе присутствовать члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, работники ее аппарата, органов и служб, зарегистрированных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или Комиссией, а также кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов от которого зарегистрирован Комиссией или Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. На заседании Комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вправе присутствовать соответственно выдвинутый кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель избирательного объединения.
4. Для присутствия на заседаниях Комиссии лицам, указанным в пункте 3 настоящей статьи, дополнительное разрешение не требуется. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания.
5. На всех заседаниях Комиссии и при осуществлении ею работы с документами, указанными в пункте 1 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ, вправе присутствовать представители средств массовой информации, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 настоящей статьи.
5.1. На заседаниях Комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума трудового договора, аккредитованные в соответствии с пунктом 11.2 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ.
6. При рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушениях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, на заседание Комиссии приглашаются заинтересованные стороны (авторы жалоб, заявлений), лица, действия (бездействие) которых обсуждаются. На указанном заседании Комиссии вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
7. Права и обязанности по участию в заседаниях Комиссии лиц, указанных в пунктах 3 - 6 настоящей статьи, а также полномочия Комиссии по обеспечению реализации прав указанных лиц определяются федеральными законами, законами Тюменской области, регламентом Комиссии.
8. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять Комиссии эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном Федеральным законом N 67-ФЗ, иными законами, и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации. При этом расходы указанных организаций на эти цели относятся на результаты их деятельности.
Статья 14. Временное исполнение обязанностей заместителя председателя, секретаря Комиссии
1. В случае временного отсутствия заместителя председателя, секретаря Комиссии исполнение их обязанностей по распоряжению председателя Комиссии может быть возложено на других членов Комиссии с правом решающего голоса на срок не более трех месяцев, о чем незамедлительно извещается Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
2. В случае досрочного освобождения от должности заместителя председателя, секретаря Комиссии их обязанности до проведения новых выборов могут быть возложены по решению Комиссии на других членов Комиссии с правом решающего голоса на срок не более одного месяца.
Глава IV. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ
Статья 15. Социально-правовые гарантии членов Комиссии
1. Основанием для работы в Комиссии на постоянной (штатной) основе являются личное письменное заявление члена Комиссии и решение Комиссии, принятое в соответствии с пунктом 12 статьи 4 настоящего Закона.
2. Член Комиссии с правом решающего голоса, переходящий на постоянную (штатную) работу в Комиссию, увольняется с прежнего места основной работы или службы по основанию, предусмотренному Трудовым кодексом Российской Федерации.
3. Члены Комиссии с правом решающего голоса, не работающие в Комиссии на постоянной (штатной) основе, в период подготовки и проведения выборов, референдума могут работать в Комиссии с оплатой их труда в порядке и размерах, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи и статьей 17 настоящего Закона.
3.1. Члену Комиссии с правом решающего голоса, работающему в Комиссии не на постоянной (штатной) основе, могут компенсироваться за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, в случае если в соответствии с решением Комиссии он направляется за пределы населенного пункта, на территории которого расположена Комиссия, для исполнения полномочий члена Комиссии. Указанная компенсация производится в порядке и размерах, предусмотренных для возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор в государственных органах Тюменской области.
4. Возбуждение уголовного дела в отношении члена Комиссии с правом решающего голоса, привлечение его в качестве обвиняемого по уголовному делу, а также применение к нему административного наказания, налагаемого в судебном порядке, осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ.
5. Член Комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член Комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
6. Члену Комиссии с правом решающего голоса, работающему без отрыва от основной деятельности, возмещаются дополнительные расходы, связанные с осуществлением полномочий члена Комиссии, в размере, утвержденном Избирательной комиссией Тюменской области.
7. Органы государственной власти Тюменской области принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению членов Комиссии, замещающих должность на постоянной (штатной) основе. На членов Комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, распространяется действие статьи 16.1 Закона Тюменской области "О государственной гражданской службе Тюменской области".
8. Члену Комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в Комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума.
9. Дополнительная оплата труда в Комиссии может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума, в размерах и порядке, установленных Комиссией.
10. Члены Комиссии с правом решающего голоса, работающие в Комиссии на постоянной (штатной) основе, имеют право на социально-бытовое, санаторно-курортное, жилищно-бытовое, пенсионное, медицинское и материально-техническое обеспечение, установленное на уровне обеспечения лиц, замещающих государственные должности Тюменской области в Тюменской областной Думе.
11. Утратил силу. - Закон Тюменской области от 05.07.2007 N 13.
Статья 16. Финансовое обеспечение деятельности Комиссии
1. Финансовое обеспечение деятельности Комиссии, а также мероприятий, связанных с развитием избирательной системы, в том числе внедрением новых избирательных технологий, средств автоматизации, правовым обучением избирателей и организаторов выборов, производится за счет средств федерального и областного бюджетов.
1.1. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из областного бюджета Комиссии, другим комиссиям, в том числе нижестоящим избирательным комиссиям, на мероприятия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, а также порядок поощрения (вознаграждения) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, участвующих в реализации мероприятий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, утверждается решением Комиссии.
2. Размер и виды денежного содержания работающих на постоянной (штатной) основе членов Комиссии с правом решающего голоса не должны быть менее размера и видов денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Тюменской области в Тюменской областной Думе.
3. Финансовое обеспечение деятельности Комиссии за счет средств областного бюджета производится в пределах средств, предусмотренных на обеспечение деятельности Комиссии отдельной строкой в областном бюджете.
4. Смета расходов на обеспечение деятельности Комиссии, финансируемых из областного бюджета, утверждается председателем Комиссии, если законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области не предусмотрен иной порядок ее утверждения.
5. За счет средств областного бюджета финансируются расходы Комиссии, связанные с выплатой работающим на постоянной (штатной) основе членам Комиссии и работникам ее аппарата разницы между денежным содержанием, установленным нормативным актом Тюменской области, и размером средств, направляемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на оплату труда членов Комиссии и работников ее аппарата, установленных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, с соответствующими начислениями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
6. За счет средств областного бюджета финансируются также расходы, связанные с арендой и содержанием помещений (включая эксплуатационные расходы и оплату коммунальных услуг), арендой транспортных средств, использованием всех видов связи, служебными командировками, связанными с проведением выборов в органы государственной власти Тюменской области, а также в выборные органы местного самоуправления, медицинским и социально-бытовым обслуживанием членов Комиссии и работников ее аппарата, и другие расходы, связанные с обеспечением деятельности Комиссии. За счет средств областного бюджета финансируются также представительские расходы Комиссии. Размер представительских расходов Комиссии определяется Правительством Тюменской области.
7. За счет средств федерального бюджета осуществляется частичное финансирование расходов, связанных с обеспечением деятельности Комиссии в пределах сметы расходов, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (в том числе связанных с частичной оплатой труда работающих на постоянной (штатной) основе членов Комиссии в пределах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, численности членов Комиссии, работников ее аппарата и размеров месячного фонда оплаты их труда), а также расходов, связанных с начислениями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, со служебными командировками, с пользованием почтово-телеграфными услугами, с доставкой корреспонденции в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Статья 17. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума
1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, в том числе осуществляемых Комиссией, производится за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов муниципальных образований) в зависимости от уровня выборов.
2. Расходы Комиссии по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти Тюменской области, связанные с эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательной комиссией за счет средств, выделенных на эти цели из областного бюджета.
3. По решению Комиссии в пределах средств, выделенных из областного бюджета, производится дополнительная оплата труда членов участковых, территориальных, окружных избирательных комиссий, членов Комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной основе, и работников аппарата, а в период проведения выборов и референдума - также и членов Комиссии, работающих на неосвобожденной основе.
4. Финансирование и проведение референдума Российской Федерации, референдума Тюменской области, в том числе финансирование деятельности Комиссии в качестве комиссии референдума, осуществляется за счет средств соответственно федерального и областного бюджетов.
5. Расходование средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, осуществляется Комиссией самостоятельно в пределах сметы расходов, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
6. Расходы на подготовку и проведение выборов и референдумов предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете на очередной финансовый год. Главным распорядителем средств, предусмотренных в областном бюджете на подготовку и проведение выборов и референдумов, является Комиссия.
7. За членом Комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления Комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), а также может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума, дополнительная оплата труда в размерах, устанавливаемых в зависимости от уровня выборов, референдума соответственно Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или Комиссией.
8. Исключен. - Закон Тюменской области от 05.11.2004 N 278.
9. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти Комиссия представляет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сводный финансовый отчет в порядке и сроки, установленные федеральными законами.
10. Финансовый отчет Комиссии о расходовании бюджетных средств на проведение выборов, референдума, иные избирательные действия, предусмотренные законодательством, представляется в Тюменскую областную Думу, а в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации представляется информация о расходовании указанных средств по форме, устанавливаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, если иное не установлено федеральным конституционным законом, федеральным законом, законами Тюменской области.
11. Неизрасходованные денежные средства возвращаются в соответствующий бюджет.
12. Закупки товаров, работ или услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдума, осуществляются Избирательной комиссией Тюменской области или по ее решению соответствующими нижестоящими комиссиями в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а в части отношений, к которым указанный Федеральный закон не применяется, - в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
13. Закупка товара, работы или услуги, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, может осуществляться избирательными комиссиями в соответствии с утвержденной бюджетной росписью до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума.
Статья 18. Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами, учет и отчетность о расходовании средств, выделяемых Комиссии
1. Финансовое обеспечение деятельности Комиссии, а также мероприятий, связанных с развитием избирательной системы, в том числе внедрением новых избирательных технологий, средств автоматизации, правовым обучением избирателей и организаторов выборов, производится за счет средств федерального и областного бюджетов. Финансовое обеспечение деятельности Комиссии производится в пределах средств, предусмотренных на обеспечение деятельности Комиссии отдельной строкой в областном бюджете на очередной финансовый год.
2. Распределение выделенных бюджетных средств на выполнение целевых программ утверждается решением Комиссии.
3. Комиссия ведет раздельный бухгалтерский учет по поступлению и расходованию средств, выделенных из федерального и областного бюджетов.
4. Комиссия представляет бухгалтерский отчет, а также финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на обеспечение деятельности Комиссии и реализацию федеральных целевых программ, в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и законами Тюменской области.
5. Председатель Комиссии распоряжается денежными средствами и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям Комиссии по финансовым вопросам и представление финансовых отчетов в порядке и сроки, установленные федеральным законом, настоящим Законом, другими законами Тюменской области.
Статья 19. Контрольно-ревизионная служба
1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, за источниками поступления средств в избирательные фонды, фонды референдума, за организацией учета этих средств и их использованием, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, для организации проверок достоверности представленных кандидатами в соответствии с пунктами 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ сведений об имуществе, о доходах, об их источниках и о расходах, соблюдения кандидатами требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, при Комиссии создается контрольно-ревизионная служба.
2. Контрольно-ревизионная служба создается при Комиссии с привлечением специалистов (в том числе руководителей) государственных и иных органов, организаций и учреждений, включая Центральный банк Российской Федерации, публичное акционерное общество "Сбербанк России", территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации в Тюменской области. Указанные органы и учреждения по запросу Комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума обязаны откомандировать специалистов в распоряжение Комиссии на установленный Комиссией срок, но не более чем на шесть месяцев.
3. На период работы в контрольно-ревизионных службах специалисты, указанные в части 2 настоящей статьи, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы, им также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдумов. Порядок выплаты вознаграждения устанавливается Комиссией.
4. Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается Комиссией. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы осуществляется Комиссией.
5. При проведении выборов в органы государственной власти Тюменской области контрольно-ревизионная служба по поручению Комиссии:
а) проверяет финансовые отчеты избирательных объединений, кандидатов, создавших избирательные фонды, нижестоящих избирательных комиссий;
б) организует проверку достоверности сведений о доходах и об имуществе кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей и источниках этих доходов, о расходах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, денежных вкладах и ценных бумагах кандидатов и об ином участии кандидатов в капитале коммерческих организаций, о цифровых финансовых активах, цифровой валюте, об имуществе кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, находящемся за пределами территории Российской Федерации, в том числе переданном в доверительное управление, соблюдения кандидатами требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, об иных обязательствах имущественного характера;
в) контролирует соблюдение установленного порядка финансирования избирательными объединениями, кандидатами проведения предвыборной агитации, осуществления иных мероприятий, непосредственно связанных с выборами;
г) запрашивает и получает от избирательных объединений, кандидатов, а также от избирательных комиссий информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию;
д) обращается в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, организации независимо от формы собственности, а также к гражданам по вопросам, входящим в ее компетенцию, запрашивает необходимые сведения и материалы, связанные с финансовым обеспечением выборов. Ответы на обращения контрольно-ревизионной службы и запрашиваемые ею материалы представляются в десятидневный срок, а за пять и менее дней до дня голосования и в день голосования - немедленно;
е) составляет документы о нарушениях, допущенных при финансировании выборов;
ж) ставит перед соответствующей избирательной комиссией вопросы о применении мер ответственности к избирательным объединениям, кандидатам, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании соответствующих избирательных кампаний;
з) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок.
6. При осуществлении своих полномочий контрольно-ревизионная служба может использовать ГАС "Выборы".
Статья 20. Аппарат Комиссии
1. Правовое, организационно-методическое, документационное, информационно-аналитическое, финансовое, издательское, материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет аппарат Комиссии.
2. Структура и штаты аппарата Комиссии устанавливаются Комиссией самостоятельно в пределах средств, выделенных из соответствующих бюджетов на обеспечение деятельности Комиссии.
3. Аппарат Комиссии состоит из государственных гражданских служащих Тюменской области, а также работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Тюменской области.
4. Перечень должностей работников аппарата Комиссии, являющихся государственными гражданскими служащими Тюменской области, устанавливается Законом Тюменской области "О Реестре должностей государственной гражданской службы Тюменской области".
5. Общее руководство работой аппарата Комиссии осуществляет председатель Комиссии. Организация работы аппарата Комиссии возлагается на секретаря Комиссии.
6. Права, обязанности и ответственность работников аппарата Комиссии, организаций и служб при Комиссии определяются федеральным законодательством, законодательством Тюменской области, положением об аппарате Комиссии, должностными инструкциями, утверждаемыми председателем Комиссии.
7. Органы государственной власти Тюменской области принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению работников аппарата Комиссии, являющихся государственными гражданскими служащими Тюменской области.
8. Оплата труда работников аппарата Комиссии, являющихся государственными гражданскими служащими Тюменской области, приравнивается к оплате труда государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Тюменской области соответствующего уровня.
9. Для выполнения возложенных на Комиссию федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Тюменской области полномочий, связанных в том числе с осуществлением проверки достоверности подписей избирателей, участников референдумов в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов), вопросов, выносимых на референдумы, а также с осуществлением контроля за соблюдением участниками выборов, референдумов порядка и правил ведения агитации, решением Комиссии могут создаваться рабочие группы (группы контроля) из числа членов Комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса, работников аппарата Комиссии с привлечением специалистов, экспертов и других лиц. Положение о рабочих группах (группах контроля) утверждается Комиссией.
10. Для информационного обеспечения деятельности избирательных комиссий в Тюменской области, оперативного оказания консультационных и иных услуг информационного характера избирателям и иным участникам выборов, референдумов может быть создан информационный центр в качестве структурного подразделения аппарата Комиссии, а также организации и службы при избирательной комиссии, деятельность которых осуществляется на основе положений, утверждаемых решением Комиссии. Финансирование центра, организаций и служб производится в пределах средств, выделенных из соответствующих бюджетов на обеспечение деятельности Комиссии.
11. Комиссия может привлекать граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий Комиссии, по гражданско-правовым договорам.
Глава V. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ
(БЕЗДЕЙСТВИЯ) КОМИССИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 21. Рассмотрение заявлений (жалоб) в Комиссии
1. Порядок и сроки рассмотрения Комиссией заявлений (жалоб), с которыми в Комиссию могут обратиться избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, избирательные комиссии, комиссии референдума, определяются федеральным и областным законодательствами.
2. Для предварительного рассмотрения заявлений (жалоб) и подготовки предложений для рассмотрения на заседании Комиссии может быть образована рабочая группа с включением в ее состав членов Комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса, работников аппарата Комиссии, организаций и служб при Комиссии, специалистов, экспертов и других лиц. Положение о рабочей группе утверждается решением Комиссии.
3. На заседании Комиссии при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
4. О принятом на заседании Комиссии решении Комиссия информирует заявителя или представителей заинтересованных сторон, выдает им заверенную копию решения.
Статья 22. Расформирование Комиссии
В случае нарушения Комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством, либо на основании решения суда недействительными итогов голосования на территории Тюменской области либо результатов выборов, референдумов, а также неисполнения Комиссией решения суда или решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в том числе решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ, невыполнения Комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией в порядке, установленном пунктом 9 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ, Комиссия может быть расформирована соответствующим судом согласно статье 31 Федерального закона N 67-ФЗ.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 23. Порядок вступления настоящего Закона в силу
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Тюменской области "Об избирательной комиссии Тюменской области" от 30 июня 1995 года N 7;
Закон Тюменской области "О внесении изменений в областной Закон "Об Избирательной комиссии Тюменской области" от 13 ноября 1995 года N 15;
Закон Тюменской области "О приостановлении действия Закона Тюменской области "Об Избирательной комиссии Тюменской области" от 11 апреля 2001 года N 315.
Губернатор области
С.С.СОБЯНИН
г. Тюмень
3 июня 2004 года
N 235