Правовые акты Тюменской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов

Закон Тюменской области от 03.06.2004 N 234 "О местном референдуме в Тюменской области"

 

3 июня 2004 года

N 234

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Тюменская область

 

ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят областной Думой 20 мая 2004 года

 

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Уставом Тюменской области определяет порядок назначения, подготовки и проведения местного референдума, принятия и изменения его решений.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Местный референдум в Тюменской области

 

1. Местный референдум в Тюменской области (далее также - референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом Тюменской области, настоящим Законом, уставом муниципального образования, среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

2. Порядок назначения, подготовки и проведения референдума устанавливается в соответствии с законодательством о референдуме.

3. Термины и понятия используются в настоящем Законе в том же значении, что и в Федеральном законе.

 

Статья 2. Правовая основа проведения местных референдумов

 

1. Референдумы в Тюменской области проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, Уставом Тюменской области, настоящим Законом, другими областными законами, а также уставами муниципальных образований.

2. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации права на участие в референдуме определяются Федеральным законом, имеющим прямое действие.

 

Статья 3. Принципы проведения местного референдума

 

Принципы проведения референдума определяются статьей 3 Федерального закона.

 

Статья 4. Право граждан на участие в местном референдуме

 

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных настоящим Законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению назначенного местного референдума. До назначения местного референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

2. Гражданин Российской Федерации может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 Федерального закона, установленные законодательством условия реализации гражданами Российской Федерации права на участие в референдуме, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на референдуме.

 

Статья 5. Вопросы местного референдума

 

1. На референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

2. Федеральным законом, законами Тюменской области, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

3. На референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

4. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования и чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

5. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Тюменской области.

 

Статья 6. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение местного референдума

 

1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, на территории Тюменской области либо на территории муниципального образования, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 11 статьи 10.1 Федерального закона.

2. Референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение 2 лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

3. Представительный орган местного самоуправления вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума.

4. Не допускается установление обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, за исключением указанных в настоящей статье.

 

Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

 

Статья 7. Инициатива проведения местного референдума

 

1. Инициатива проведения референдума принадлежит следующим субъектам:

а) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме;

б) избирательным объединениям, иным общественным объединениям, зарегистрированным в порядке, определенном Федеральным законом, на уровне, на котором предлагается провести референдум, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума (далее также - инициативная группа), уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах.

2. Федеральными законами инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам.

 

Статья 8. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума

 

1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее десяти человек. Если инициатором проведения референдума является избирательное объединение, иное общественное объединение, отвечающее требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, руководящий орган указанного избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

2. Инициативная группа определяет формулировку вопросов, выносимых на референдум, и назначает уполномоченного представителя инициативной группы. Инициативная группа вправе заменить уполномоченного инициативной группы. Порядок деятельности инициативной группы определяется настоящим Законом и решениями инициативной группы.

3. Уполномоченный представитель инициативной группы:

1) представляет инициативную группу по вопросам, связанным с организацией и проведением референдума, в отношениях с гражданами, организациями и средствами массовой информации;

2) представляет интересы инициативной группы в суде;

3) заключает договоры в целях обеспечения организации и проведения референдума;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

4. Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о регистрации инициативной группы (далее также - ходатайство) в постоянно действующую избирательную комиссию, организующую подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума (далее также - муниципальная комиссия референдума), которая действует со дня обращения инициативной группы в качестве комиссии референдума.

5. В ходатайстве инициативной группы указываются:

а) вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум;

б) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода выдавшего его органа каждого члена инициативной группы, а также каждого из лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории, на которой предлагается провести референдум.

Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

6. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

 

Статья 9. Рассмотрение инициативы проведения местного референдума

 

1. При приеме документов, указанных в пунктах 4 - 6 статьи 8 настоящего Закона, избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, выдает письменное подтверждение о принятии документов с отметкой даты и времени их приема.

2. Постоянно действующая избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять одно из следующих решений:

а) в случае соответствия ходатайства и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, Устава Тюменской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;

б) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

3. Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона. Срок проверки устанавливается уставом муниципального образования и не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования ходатайства и приложенных к нему документов. Решение по итогам проверки принимается представительным органом муниципального образования в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования для принятия соответствующих правовых актов, и незамедлительно направляется в избирательную комиссию, направившую ходатайство.

4. В случае, если представительный орган муниципального образования признает вопрос, выносимый на референдум, отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона, постоянно действующая избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, регистрирует инициативную группу по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

В случае признания представительным органом муниципального образования вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям статьи 5 настоящего Закона, постоянно действующая избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, отказывает в регистрации инициативной группы с указанием оснований отказа.

Основанием отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение ею Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Тюменской области, областных законов, устава муниципального образования.

5. Решение о регистрации инициативной группы или об отказе в регистрации принимается избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, в пятнадцатидневный срок со дня принятия соответствующего решения представительным органом муниципального образования.

6. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Избирательной комиссией Тюменской области, действительно с момента регистрации инициативной группы по проведению референдума до момента представления инициативной группой в муниципальную комиссию референдума итогового финансового отчета, если иное не предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования.

 

Статья 10. Порядок сбора подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума

 

1. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума, только среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем местном референдуме.

Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.

2. Право сбора подписей участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключить договор о сборе подписей с лицом, осуществляющим сбор подписей. Оплата работы по данному договору осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой.

Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории, на которой предлагается провести референдум. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.

3. Подписные листы для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения местного референдума изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 9 к Федеральному закону.

На основании формы подписного листа, установленного Федеральным законом, муниципальная комиссия референдума утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

3.1. Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства участника референдума. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно. Если участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющегося членом комиссии, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.

4. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума.

Каждый подписной лист с подписями в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

4.1. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 30.06.2020 N 52.

5. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения референдума, составляет пять процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона, но не менее 25 подписей. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой в течение 20 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы.

 

Статья 11. Порядок проверки достоверности подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума

 

1. После окончания сбора подписей уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной муниципальной комиссией референдума. Протокол подписывается уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.

Подписные листы представляются в муниципальную комиссию референдума в сброшюрованном (не более 100 листов в одной папке) и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в муниципальную комиссию референдума представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.

2. Муниципальная комиссия референдума извещает уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума о дате и времени проведения проверки подписей не позднее чем за один день до дня проведения соответствующей проверки.

3. Постоянно действующая муниципальная комиссия референдума проверяет соблюдение при сборе подписей требований Федерального закона, настоящего Закона, устава муниципального образования, в том числе проверяет достоверность собранных подписей в соответствии с порядком, установленным Избирательным кодексом (Законом) Тюменской области.

4. В случае отказа в проведении референдума соответствующая комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию решения комиссии с изложением оснований отказа, предусмотренных Федеральным законом.

5. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы референдума требованиям Федерального закона, настоящего Закона, устава муниципального образования соответствующая избирательная комиссия в течение 15 дней со дня представления документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования. Копия постановления направляется также инициативной группе.

6. Уполномоченный представитель инициативной группы извещается муниципальной комиссией референдума о результатах проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении референдума.

 

Статья 12. Назначение местного референдума

 

1. Референдум назначается представительным органом муниципального образования, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.

2. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования.

3. Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.

4. Голосование на референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено представительным органом местного самоуправления на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.

5. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на референдуме подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

6. Копия решения представительного органа муниципального образования направляется инициативной группе.

7. В решении о назначении местного референдума указывается дата его проведения, а также вопрос референдума или проект выносимого на местный референдум нормативного правового акта.

 

Глава III. РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА,

СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА,

ОБРАЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ РЕФЕРЕНДУМА

 

Статья 13. Регистрация (учет) участников референдума

 

Регистрация (учет) участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа в порядке, определенном статьей 16 Федерального закона.

 

Статья 14. Составление списков участников местного референдума

 

В целях реализации прав участников референдума муниципальной комиссией референдума составляются списки участников референдума в порядке, определенном статьей 17 Федерального закона.

 

Статья 15. Образование участков референдума

 

Образование участков референдума производится в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 12 Избирательного кодекса (Закона) Тюменской области для образования избирательных участков.

 

Глава IV. КОМИССИИ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

 

Статья 16. Комиссии местного референдума

 

1. Подготовку и проведение референдума осуществляют следующие комиссии:

а) избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

б) участковые комиссии (далее также - участковая комиссия референдума).

2. При проведении референдума избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, действует в качестве комиссии референдума.

Абзац утратил силу с 1 января 2023 года. - Закон Тюменской области от 02.06.2022 N 18.

3. Избирательная комиссия Тюменской области участвует в подготовке и проведении референдумов в порядке и формах, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом.

4. При подготовке и проведении референдума комиссии референдума в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

5. Статус комиссий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также статус их членов и порядок организации деятельности комиссий определяются Федеральным законом.

 

Статья 17. Утратила силу с 1 января 2023 года. - Закон Тюменской области от 02.06.2022 N 18.

 

Статья 18. Полномочия муниципальной комиссии референдума

 

Муниципальная комиссия референдума:

а) осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума на соответствующей территории, обеспечивает соблюдение требований Федерального закона и настоящего Закона;

б) руководит деятельностью нижестоящих комиссий референдума;

в) распределяет между нижестоящими комиссиями референдума денежные средства, выделенные на подготовку и проведение референдума, обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств;

г) контролирует обеспечение нижестоящих комиссий референдума помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;

д) устанавливает единую нумерацию участков референдума;

е) утверждает форму и текст бюллетеня для голосования на референдуме, обеспечивает своевременное изготовление бюллетеней и доставку их участковым комиссиям референдума;

ж) составляет списки участников референдума;

з) заслушивает сообщения руководителей органов местного самоуправления по вопросам организационно-технической подготовки и проведения местного референдума;

и) в установленных настоящим Законом случаях организует и проводит досрочное голосование в помещении муниципальной комиссии референдума;

к) определяет результаты референдума и обнародует их;

л) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий референдума и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

м) обеспечивает соблюдение установленного порядка и сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением референдума;

н) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом и уставом муниципального образования.

 

Статья 19. Полномочия участковой комиссии референдума

 

Участковая комиссия референдума:

а) оповещает участников референдума о времени работы, адресе и номере телефона участковой комиссии референдума, а также о дне, времени и месте проведения голосования;

б) уточняет список участников референдума по участку местного референдума, производит ознакомление с ним участников референдума, рассматривает заявления о неточностях и ошибках в указанном списке;

в) обеспечивает подготовку и оборудование помещения, кабин и ящиков для голосования, контролирует соблюдение на территории участка референдума правил размещения агитационных материалов;

г) организует голосование участников референдума в день его проведения, а также организует досрочное голосование и голосование вне помещения для голосования;

д) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку местного референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его комиссии местного референдума муниципального образования;

е) рассматривает поступившие заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения местного референдума и принимает по ним мотивированные решения;

ж) обеспечивает своевременную подготовку и передачу документации референдума в муниципальную комиссию референдума;

з) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом и настоящим Законом.

 

Глава V. АГИТАЦИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

 

Статья 20. Право на агитацию при проведении местного референдума

 

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение референдума или против его проведения, за участие в референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на референдум.

2. Агитация по вопросам референдума может проводиться:

а) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) путем изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

2.1. В соответствии с федеральным законодательством особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации о референдумах.

3. Инициативная группа вправе самостоятельно определять содержание, форму и методы своей агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать для ее проведения иных лиц в установленном законом порядке.

4. Органы и лица, не имеющие права участвовать в агитации при проведении референдума, определяются статьей 48 Федерального закона.

 

Статья 21. Агитационный период

 

1. Агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, а в случае принятия предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63.1 Федерального закона решения о голосовании в течение нескольких дней подряд - в ноль часов по местному времени первого дня голосования.

2. Агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, а в случае принятия предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63.1 Федерального закона решения о голосовании в течение нескольких дней подряд - в ноль часов по местному времени первого дня голосования.

3. Проведение агитации по вопросам референдума в день голосования запрещается.

Проведение агитации по вопросам референдума в день, предшествующий дню голосования, запрещается, за исключением случая принятия предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63.1 Федерального закона решения о голосовании в течение нескольких дней подряд.

4. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с Федеральным законом и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, указанных в Федеральном законе, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с Федеральным законом, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.

 

Статья 22. Общие условия проведения агитации по вопросам референдума

 

1. Общие условия доступа инициативной группы к средствам массовой информации для ведения агитации, а также условия проведения агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях определяются в соответствии со статьями 50, 51, 52 Федерального закона, а также с учетом положений настоящей статьи.

2. Муниципальные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время инициативной группе по проведению местного референдума и иным группам участников референдума, указанным в пункте 1 статьи 51 Федерального закона, для проведения агитации по вопросам местного референдума. Предоставляемое эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.

Общий объем эфирного бесплатного времени, которое каждая муниципальная организация телерадиовещания предоставляет для проведения по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания. В случае, если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждую инициативную группу по проведению референдума или иную группу участников референдума, указанную в пункте 1 статьи 51 Федерального закона, придется более 60 минут эфирного времени, общий объем эфирного времени, которое каждая организация телерадиовещания предоставляет для проведения агитации, сокращается и должен составлять 60 минут, умноженных соответственно на количество групп, которым предоставлено право на проведение агитации по вопросам референдума.

3. Порядок предоставления инициативной группе, общественным объединениям эфирного времени на каналах муниципальных организаций, осуществляющих телевизионное вещание и (или) радиовещание, подпадающих под действие пункта 1 статьи 50 Федерального закона, устанавливается муниципальной комиссией референдума в соответствии с настоящим Законом.

4. Условия агитации посредством агитационных публичных мероприятий и распространения агитационных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов определяются статьями 53 и 54 Федерального закона.

 

Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА

 

Статья 23. Финансовое обеспечение подготовки и проведения местного референдума

 

Финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума осуществляется в соответствии со статьей 57 Федерального закона.

 

Статья 24. Фонды референдума

 

1. Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. При выдвижении инициативы проведения референдума при участии в референдуме на территории соответствующего муниципального образования не более пяти тысяч участников референдума создание инициативной группой референдума фонда референдума необязательно при условии, что ею не производится финансирование подготовки и проведения референдума.

2. Фонды референдума могут создаваться иными группами участников референдума, в том числе для агитации против проведения референдума, участия в референдуме, против вопросов, выносимых на референдум. На указанные фонды распространяются правила, установленные Федеральным законом для фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.

3. Инициативная группа по проведению референдума обязана назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном настоящим Законом.

4. Все денежные средства, образующие фонд референдума, перечисляются на специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения комиссии муниципального образования уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории округа референдума (на территории соответствующего муниципального района, муниципального округа, городского округа) - в другой кредитной организации, расположенной на территории соответственно муниципального района, муниципального округа, городского округа. При отсутствии на территории муниципального района, муниципального округа, городского округа кредитных организаций инициативная группа по проведению референдума определяет по согласованию с комиссией муниципального образования кредитную организацию, в которой открывается специальный счет фонда референдума.

5. Порядок открытия, ведения и закрытия специального счета фонда референдума устанавливается Избирательной комиссией Тюменской области по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации по Тюменской области.

Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств фонда референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются муниципальной комиссией референдума.

6. Фонд для участия в референдуме может формироваться:

а) из собственных средств инициативной группы. Размер указанных средств не может превышать более чем в 200 раз минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день назначения референдума;

б) из добровольных пожертвований физических лиц. Размер каждого из пожертвований не может превышать более чем в 50 раз минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день назначения референдума;

в) из добровольных пожертвований юридических лиц. Размер каждого из пожертвований не может превышать более чем в 200 раз минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день назначения референдума.

При внесении пожертвования гражданин или юридическое лицо указывают сведения о себе, предусмотренные соответственно пунктами 7 и 8 статьи 58 Федерального закона.

6.1. Сведения о поступлении средств на специальный счет референдума и расходовании этих средств размещаются Избирательной комиссией Тюменской области на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Обязательному размещению подлежат сведения:

а) о финансовой операции по расходованию средств из фонда референдума в случае, если ее размер превышает 50 тысяч рублей;

б) о юридических лицах, перечисливших в фонд референдума добровольные пожертвования в сумме, превышающей 25 тысяч рублей;

в) о количестве граждан, внесших в фонд референдума добровольные пожертвования в сумме, превышающей 20 тысяч рублей;

г) о средствах, возвращенных жертвователям из фонда референдума, в том числе об основаниях возврата;

д) об общей сумме средств, поступивших в фонд референдума, и об общей сумме израсходованных средств.

6.2. При проведении местного референдума размещение сведений, указанных в части 6.1 настоящей статьи, осуществляется в объеме, определяемом Избирательной комиссией Тюменской области.

7. Предельный размер расходования средств фонда референдума не может превышать более чем в три тысячи раз минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день опубликования (обнародования) решения о назначении референдума.

8. Запрещается вносить пожертвования в фонд для участия в референдуме органам и лицам, указанным в пунктах 6 и 6.1 статьи 58 Федерального закона.

9. Средства фондов референдума могут использоваться:

а) на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей участников референдума;

б) на агитацию по вопросам референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного, консультационного характера;

в) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением инициативной группой по проведению референдума своей деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, иными группами участников референдума своей деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.

10. Средства фондов референдума имеют целевое назначение и могут использоваться инициативной группой по проведению референдума только для деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, а иными группами участников референдума - только для деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. Инициативная группа вправе вернуть любое пожертвование перечислившим его организациям или лицам, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо в размерах, превышающих пределы, установленные настоящим Законом, либо если пожертвование внесено с нарушением требований пунктов 7 и 8 статьи 58 Федерального закона, инициативная группа обязана в срок не более 10 дней со дня поступления указанного пожертвования вернуть его жертвователю в полном объеме или ту его часть, которая превышает установленный максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, не позднее 10 дней со дня его поступления перечисляется инициативной группой в доход местного бюджета.

11. Инициативная группа по проведению референдума вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей участников референдума, а также на проведение агитации по вопросам референдума, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на референдуме, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их фонды референдума в установленном законом порядке.

12. Все финансовые операции со специальным счетом фонда референдума осуществляются до 24 часов дня накануне дня голосования, за исключением зачисления средств, перечисленных до дня голосования.

По ходатайству фонда референдума муниципальная комиссия референдума области может продлить срок оплаты расходов, произведенных до дня голосования, при наличии документов, подтверждающих финансовые операции.

13. После дня голосования инициативная группа по проведению референдума обязана перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном счете фонда референдума, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их фонд референдума, пропорционально вложенным средствам. Кредитная организация обязана по истечении 30 дней со дня голосования по письменному указанию муниципальной комиссии референдума в бесспорном порядке перечислить на ее счет причитающиеся ей денежные средства. Оставшиеся на специальном счете фонда референдума неизрасходованные денежные средства кредитная организация обязана по истечении 60 дней со дня голосования перечислить в доход местного бюджета и закрыть этот счет.

14. Инициативная группа обязана представить в муниципальную комиссию референдума не менее двух финансовых отчетов. Первый отчет представляется одновременно с представлением подписных листов. Отчет должен содержать сведения о размерах и обо всех источниках создания фонда референдума, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств соответствующего фонда. Итоговый отчет представляется не позднее чем через 30 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума. К итоговому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств фонда референдума. Перечень прилагаемых к итоговому отчету документов определяется муниципальной комиссией референдума.

Копии указанных отчетов не позднее чем через пять дней со дня их поступления передаются муниципальной комиссией референдума в средства массовой информации для опубликования.

15. Муниципальная комиссия референдума осуществляет контроль за порядком формирования и расходования средств фонда референдума. В соответствии с федеральным законодательством органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц либо уполномоченные в сфере регистрации некоммерческих организаций, в пятидневный срок со дня поступления к ним представления муниципальной комиссии референдума обязаны на безвозмездной основе проверить сведения, указанные гражданами и юридическими лицами при внесении или перечислении пожертвований в фонд референдума, и сообщить о результатах проверки в комиссию.

 

Статья 25. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам

 

1. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы осуществляет свои действия на основании выдаваемой инициативной группой нотариально удостоверенной доверенности, в которой указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер (номер), дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, полномочия уполномоченного, а также приводится образец печати для финансовых документов.

2. При назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативная группа передает ему следующие полномочия:

1) открытие специального счета фонда референдума;

2) распоряжение средствами фонда референдума;

3) учет денежных средств фонда референдума;

4) контроль за поступлением и расходованием средств фонда референдума;

5) право подписи на расчетных документах.

3. Инициативная группа может передать своему уполномоченному представителю по финансовым вопросам иные полномочия.

4. Регистрация уполномоченного представителя по финансовым вопросам производится Избирательной комиссией Тюменской области на основании заявления инициативной группы, доверенности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, при предъявлении уполномоченным представителем паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Срок полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам начинается со дня регистрации указанного уполномоченного представителя Избирательной комиссией Тюменской области и истекает через 30 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума, а в случае, если в соответствии с Федеральным законом ведется судебное разбирательство с участием инициативной группы, - с момента вынесения окончательного решения судом.

5. Инициативная группа вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив его об этом и представив письменное заявление в Избирательную комиссию Тюменской области вместе с заявлением о том, на кого возлагаются полномочия отозванного уполномоченного представителя. Копии указанных заявлений должны быть одновременно направлены инициативной группой в соответствующий филиал Сберегательного банка Российской Федерации.

6. Регистрация вновь назначенного уполномоченного представителя по финансовым вопросам осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.

 

Глава VII. ГОЛОСОВАНИЕ НА МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ,

УСТАНОВЛЕНИЕ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ

И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА

 

Статья 26. Помещение для голосования

 

1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии референдума главой местной администрации соответствующего муниципального образования.

2. Требования к оборудованию помещения для голосования определяются статьей 61 Федерального закона.

 

Статья 27. Бюллетень для голосования на местном референдуме

 

1. Для проведения референдума участник референдума получает бюллетень для голосования на референдуме (далее также - бюллетень).

2. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению муниципальной комиссии референдума. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно превышать число зарегистрированных участников референдума более чем на 1,5 процента. Число бюллетеней, передаваемых по акту участковой комиссии, определяется решением вышестоящей комиссии в соответствии со статьей 63 Федерального закона.

3. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются муниципальной комиссией референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, если по решению комиссии муниципального образования в этих целях используются конверты.

4. Требования к содержанию и изготовлению бюллетеней для голосования, а также к их передаче в комиссии референдума установлены статьей 63 Федерального закона.

5. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам муниципальной комиссии референдума с правом решающего голоса по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем муниципальному контракту, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, представитель инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящей части.

6. Передача бюллетеней участковым комиссиям референдума производится по акту, составленному в двух экземплярах, один из которых остается в муниципальной комиссии референдума, а второй передается участковой комиссии референдума, получившей бюллетени. Указанные акты подписываются председателями и секретарями соответствующих комиссий референдума. Передача бюллетеней в участковые комиссии референдума осуществляется не позднее чем за один день до дня (первого дня) голосования (в том числе досрочного голосования). При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами муниципальной комиссии референдума, о чем составляется акт.

7. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии.

8. В исключительных случаях на участках референдума, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, а также в иных случаях, установленных пунктом 19 статьи 63 Федерального закона, допускается изготовление документации референдума, включая бюллетени, непосредственно участковой комиссией. Решение об изготовлении документации референдума с указанием необходимого тиража и сроков изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с комиссией муниципального образования.

9. В день голосования (последний день голосования на референдуме) после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях, подсчитываются и погашаются. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона. Эти бюллетени хранятся секретарем комиссии вместе с другой документацией комиссии.

 

Статья 28. Порядок голосования

 

1. Голосование проводится с 8 часов утра до 20 часов вечера по местному времени в воскресенье. О дне, времени и месте голосования участковая комиссия референдума обязана оповестить участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.

2. Порядок голосования определяется в соответствии со статьей 64 Федерального закона.

 

Статья 29. Порядок досрочного голосования

 

1. Участник референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на участке референдума, на котором он включен в список участников референдума, может проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении участковой комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования.

1.1. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 25.10.2018 N 99.

2. Порядок досрочного голосования определяется в соответствии со статьей 65 Федерального закона.

 

Статья 30. Порядок голосования участников референдума вне помещения для голосования

 

1. Участковая комиссия референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список участников референдума на данном участке референдума и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования). Участковая комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании участникам референдума, которые включены в список участников референдума, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.

2. Порядок голосования участников референдума вне помещения для голосования определяется в соответствии со статьей 66 Федерального закона.

 

Статья 31. Протокол участковой комиссии местного референдума об итогах голосования

 

1. Участковая комиссия референдума оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем участке референдума.

1.1. Протокол об итогах голосования может быть составлен в электронном виде.

2. В случае если протокол об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый его лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии.

3. Содержание протокола участковой комиссии референдума об итогах голосования определяется в соответствии со статьей 67 Федерального закона.

 

Статья 32. Порядок подсчета голосов участников местного референдума и составления протокола об итогах голосования комиссиями местного референдума

 

1. Подсчет голосов участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. Подсчет голосов осуществляется открыто и гласно членами участковой комиссии референдума с правом решающего голоса. Подсчет голосов и составление протокола об итогах голосования производятся в порядке, предусмотренном статьей 68 Федерального закона.

2. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 11.07.2012 N 60.

3. Протоколы участковых комиссий референдума составляются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами комиссий референдума с правом решающего голоса. К протоколам приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории муниципального образования. Член комиссии референдума с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

4. К первому экземпляру протокола участковой комиссии референдума приобщаются особые мнения членов комиссии референдума, составившей протокол, а также поступившие в указанную комиссию референдума жалобы (заявления) на нарушения федеральных законов, настоящего Закона. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений комиссии референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола.

5. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых комиссий референдума немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в комиссию референдума муниципального образования.

6. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией. Если протокол составлен в электронном виде, его второй экземпляр изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и подписывается всеми членами участковой комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протокола. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной Федеральным законом и настоящим Законом документацией референдума, включая бюллетени, списки лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, а также печать участковой комиссии передается в вышестоящую комиссию референдума для хранения.

 

Статья 33. Порядок определения результатов референдума

 

1. На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых комиссий, результаты референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия муниципального образования. Члены комиссии муниципального образования с правом решающего голоса определяют результаты референдума лично. О результатах референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах референдума комиссия принимает решение о результатах референдума. В случае проведения голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 64 и (или) пунктом 19 статьи 66 Федерального закона, и (или) досрочного голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 65 Федерального закона, протокол о результатах референдума, сводная таблица должны включать данные такого голосования.

2. В протокол муниципальной комиссии референдума об итогах референдума вносятся данные о числе участковых комиссий референдума, числе поступивших протоколов участковых комиссий референдума, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых комиссий местного референдума в соответствии со статьей 31 настоящего Закона.

3. Референдум признается муниципальной комиссией референдума несостоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников местного референдума.

Муниципальная комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за него проголосовало не более половины участников местного референдума, принявших участие в голосовании.

4. Муниципальная комиссия референдума признает результаты референдума недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления участников референдума;

б) в случае, если они признаны недействительными на части участков референдума, на которых списки участников референдума на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования;

в) по решению суда.

5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов муниципальной комиссии референдума, а также поступившие в указанную комиссию в период со дня голосования и до дня составления протокола об итогах голосования жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, настоящего Закона, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений муниципальной комиссии референдума приобщаются ко второму экземпляру протокола.

6. Первый экземпляр протокола муниципальной комиссии референдума после его подписания вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования незамедлительно направляется в соответствующий представительный орган местного самоуправления.

7. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками наблюдателей, иных лиц, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, а также с другой документацией, предусмотренной Федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования, хранится секретарем комиссии муниципального образования в охраняемом помещении.

8. В случае, если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы и направления в муниципальную комиссию референдума их первых экземпляров участковая комиссия референдума, направившая протокол и сводную таблицу, либо муниципальная комиссия референдума в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных из протоколов участковых комиссий), участковая комиссия референдума, направившая протокол и сводную таблицу, обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 11, 11ж и 11з протокола и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует наблюдателей и иных лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол и (или) сводную таблицу об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный" и (или) "Повторная". Указанный протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в муниципальную комиссию референдума. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола и повторной сводной таблицы является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном пунктом 9 статьи 69 Федерального закона.

9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковых комиссий об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из участковых комиссий, муниципальная комиссия референдума вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников голосования участковой комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов участников местного референдума на соответствующем участке референдума либо на территории проведения местного референдума в соответствии с пунктом 9 статьи 69 Федерального закона. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления муниципальной комиссией референдума итогов голосования, определения результатов референдума и составления ею протокола об итогах голосования, о результатах референдума.

9.1. Документация комиссий референдума, включая подписные листы с подписями участников референдума, бюллетени, списки участников референдума, подлежит хранению в течение одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов референдума. При этом протоколы об итогах голосования и сводные таблицы комиссий референдума об итогах голосования подлежат хранению в течение пяти лет со дня опубликования итогов голосования. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии об итогах голосования, о результатах референдума, возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, сроки хранения соответствующей документации референдума продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом). Ответственность за сохранность документации референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.

10. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения документации референдума утверждается Избирательной комиссией Тюменской области по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.

 

Статья 34. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на референдуме

 

1. Комиссия референдума муниципального образования, определившая результаты референдума, направляет общие данные о результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов референдума.

2. Официальное опубликование (обнародование) результатов референдума, а также данных о количестве голосов участников референдума, поданных за позиции "да" и "нет" ("за" и "против"), осуществляется комиссией референдума муниципального образования не позднее чем через один месяц со дня голосования.

3. Официальное опубликование полных данных о результатах референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.

4. Принятые на референдуме решение, нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, тексте нормативного правового акта, принятого на референдуме.

5. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления муниципального образования, в чью компетенцию входит решение данного вопроса, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного нормативного правового акта. При этом указанный срок не может превышать трех месяцев.

 

Статья 35. Юридическая сила решения, принятого на референдуме

 

1. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

2. Решение, принятое на референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования.

3. Решение, принятое на референдуме, регистрируется в органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации муниципальных правовых актов.

4. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме, но не ранее двух лет после его принятия, либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

5. Отмена судом решения, принятого на референдуме, может быть произведена по основаниям, установленным Федеральным законом.

 

Глава VIII. ОБЖАЛОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРАВА ГРАЖДАН

НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ

 

Статья 36. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме граждан Российской Федерации

 

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном федеральным законодательством.

 

Статья 37. Основания для отмены регистрации инициативной группы по проведению референдума

 

В соответствии с Федеральным законом регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть отменена судом по заявлению комиссии, организующей референдум, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования в случаях:

1) нарушения порядка выдвижения инициативы проведения референдума;

2) нарушения членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума порядка проведения агитации по вопросам референдума и финансирования кампании референдума;

3) использования членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума преимуществ должностного или служебного положения;

4) установления факта подкупа участников референдума членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума или иной группы участников референдума;

5) наличия иных оснований, установленных Федеральным законом.

 

Статья 38. Отмена решения о результатах референдума

 

1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона, настоящего Закона, регламентирующих проведение референдума, комиссия муниципального образования до установления ею итогов голосования, определения результатов референдума может отменить решение нижестоящей комиссии о результатах референдума и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума - о признании результатов референдума недействительными.

2. Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума об итогах голосования, о результатах референдума в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 77 Федерального закона.

3. Отмена судом решения о результатах референдума в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников референдума, влечет признание результатов референдума недействительными.

4. В случае признания итогов голосования на участке референдума недействительными после составления муниципальной комиссией референдума протокола об итогах голосования, о результатах референдума эта комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах референдума с отметкой: "Повторный".

 

Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о референдуме

 

Лица, нарушившие законодательство Российской Федерации о референдумах, несут уголовную, административную, иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

 

Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона

 

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона утрачивают силу:

Закон Тюменской области "О местном референдуме в Тюменской области" от 16.03.2001 N 298;

Закон Тюменской области "О внесении изменения в Закон Тюменской области "О местном референдуме в Тюменской области" от 26.09.2001 N 399.

 

Губернатор Тюменской области

С.С.СОБЯНИН

г. Тюмень

3 июня 2004 года

N 234

 

 

 

 

 

Приложение

к Закону

Тюменской области

"О местном референдуме в Тюменской области"

 

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

 

Утратил силу. - Закон Тюменской области от 11.07.2012 N 60.

Закон Тюменской области "О местном референдуме в Тюменской области" от 03.06.2004 N 234