Закон Тюменской области от 08.07.2003 N 155 "О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области"
8 июля 2003 года | N 155 |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тюменская область
ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
О РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ НЕПОСРЕДСТВЕННО
СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЙ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят областной Думой 24 июня 2003 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулирует трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения между работником и работодателем, в том числе отношения в области содействия занятости населения и порядок организации и функционирования социального партнерства в Тюменской области.
2. Целью настоящего Закона является достижение общественного согласия, содействие многоуровневому договорному регулированию социально-трудовых отношений, согласование социально-экономических интересов работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие понятия в соответствии с федеральным законодательством:
абзацы второй - третий исключены. - Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 340;
трудовой потенциал - совокупность физических и интеллектуальных способностей, особенностей социального и имущественного положения человека, обуславливающих его конкурентоспособность на рынке труда;
представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;
представители работодателей - руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с действующим законодательством, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами;
объединение работодателей - вид ассоциации (союза), основанной на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей. Объединение работодателей является социально ориентированной некоммерческой организацией. Уставом объединения работодателей может предусматриваться вхождение в него иных некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности;
областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений - комиссия, сформированная на паритетных началах из представителей областных объединений профсоюзов, областных объединений работодателей и исполнительных органов государственной власти Тюменской области;
территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений - комиссия, сформированная на паритетных началах из представителей территориальных объединений профсоюзов, территориальных объединений работодателей и администрации муниципального образования;
комиссия по ведению переговоров - комиссия, сформированная на паритетных началах из представителей работодателя и представителей работников в организации.
Статья 3. Полномочия Тюменской областной Думы и исполнительных органов государственной власти Тюменской области в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений
1. Тюменская областная Дума принимает законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, дает их толкование, осуществляет контроль за их исполнением.
Тюменская областная Дума осуществляет иные полномочия, закрепленные за законодательным органом субъекта Российской Федерации действующим законодательством.
2. Исполнительные органы государственной власти Тюменской области осуществляют следующие полномочия:
1) разработка и реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие трудового потенциала граждан, проживающих в Тюменской области;
2) проведение мониторинга своевременной выплаты заработной платы в организациях области;
3) определение системы оплаты и стимулирования труда (условий оплаты труда) работников государственных учреждений Тюменской области;
4) взаимодействие с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами, иными общественными организациями по вопросам трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
5) осуществление функций государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров в Тюменской области;
5.1) осуществление уведомительной регистрации региональных соглашений, территориальных соглашений и коллективных договоров;
6) осуществление функций по организации альтернативной гражданской службы в Тюменской области, определенных федеральным законом;
7) разработка с учетом мнения областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений областных целевых программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе по организации сопровождения при содействии в трудоустройстве и занятости инвалидов, и реализация таких программ;
8) корректировка мероприятий областных программ исходя из объема финансирования, предусмотренного на областные программы законом Тюменской области об областном бюджете на очередной финансовый год;
9) осуществление в Тюменской области государственной экспертизы условий труда, а также иных полномочий в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти;
9.1) осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях;
9.2) обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения в Тюменской области;
9.3) разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения, включая меры по содействию в трудоустройстве и занятости инвалидов;
9.4) проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда Тюменской области, а также анализ востребованности профессий;
9.5) осуществление в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Тюменской области, регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
9.5.1) осуществление в отношении государственных учреждений службы занятости населения контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных и обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением полномочий, предусмотренных подпунктом 11 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации");
9.6) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
9.7) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
9.8) организация и проведение специальных мероприятий по профилированию граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (распределение указанных граждан на группы в зависимости от сферы их предыдущей профессиональной деятельности, пола, возраста и других социально-демографических характеристик, а также статуса на рынке труда, потенциала трудоустройства и мотивации к трудоустройству), а также профилированию работодателей (распределение работодателей на группы в зависимости от организационно-правовой формы, вида экономической деятельности, финансово-экономического положения, условий труда, уровня заработной платы и других характеристик) в целях оказания указанным гражданам и работодателям эффективной помощи при предоставлении государственных услуг в области содействия занятости с учетом складывающейся ситуации на рынке труда;
9.9) определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан;
9.10) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения в Тюменской области;
9.11) формирование средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти Тюменской области, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения;
9.12) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;
9.13) определение порядка, условий предоставления и размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости;
9.14) определение размера финансовой поддержки, порядка и условий ее предоставления безработным гражданам и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, при переезде и безработным гражданам и гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
9.15) утратил силу. - Закон Тюменской области от 07.02.2023 N 5;
9.16) определение порядка предоставления финансовой поддержки безработным гражданам и женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятым гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, направленным органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность, а также размеров указанной финансовой поддержки;
9.17) осуществление переданных Российской Федерацией полномочий;
9.18) определение порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости;
9.19) выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
9.20) содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов;
9.21) информирование о положении на рынке труда в Тюменской области;
9.22) организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
9.23) организация проведения оплачиваемых общественных работ;
10) иные полномочия, возложенные на субъект Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, отнесенные к их ведению нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренные Уставом Тюменской области, законами Тюменской области, постановлениями Губернатора Тюменской области.
2.1. Исполнительные органы государственной власти Тюменской области вправе:
1) организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;
2) утратил силу с 1 января 2020 года. - Закон Тюменской области от 05.11.2019 N 70;
3) разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью;
4) разрабатывать и реализовывать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающие создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным;
5) утверждать перечень должностей, профессий, специальностей, на которые не привлекаются работники в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, с учетом особенностей рынка труда Тюменской области и возможности замещения свободных рабочих мест и вакантных должностей гражданами, ищущими работу, готовыми к ней приступить и проживающими в Тюменской области.
2.2. Исполнительные органы государственной власти Тюменской области разрабатывают прогноз баланса трудовых ресурсов Тюменской области в порядке, определяемом Правительством Тюменской области.
3. Полномочия, предусмотренные частями 2 - 2.2 настоящей статьи, осуществляются Правительством Тюменской области, органами исполнительной власти Тюменской области в пределах их компетенции.
Статья 3.1. Финансирование исполнения полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений
1. Расходы на осуществление полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений финансируются в порядке, установленном бюджетным законодательством, за счет средств областного бюджета, иных источников, предусмотренных действующим законодательством, или в соответствии с федеральными законами за счет субвенций из федерального бюджета.
2. В соответствии с федеральными законами расходы на осуществление полномочий органов государственной власти Тюменской области в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации финансированию за счет субвенций из федерального бюджета, могут финансироваться за счет средств областного бюджета в объеме, установленном законом Тюменской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
3. Правительство Тюменской области вправе осуществлять расходы на решение вопросов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти Тюменской области федеральными законами, законами Тюменской области, при наличии соответствующих средств областного бюджета (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Статья 4. Права профсоюзов в регулировании трудовых отношений
1. Профессиональные союзы Тюменской области представляют и защищают интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых споров, а также коллективные права и интересы работников.
2. Проекты нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений работников разрабатываются и принимаются органами государственной власти области с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
3. Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
Статья 4.1. Порядок и условия осуществления ведомственного контроля исполнительными органами государственной власти Тюменской области
1. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводится исполнительными органами государственной власти Тюменской области в подведомственных им организациях.
2. Подведомственной организацией является государственное учреждение или государственное унитарное предприятие, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Тюменской области (далее - уполномоченный орган).
3. Ведомственный контроль проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
4. Ведомственный контроль осуществляется в форме проведения уполномоченным органом проверок в подведомственных организациях.
Основаниями для проведения проверки являются поступление в уполномоченный орган обращений или заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, из средств массовой информации о несоблюдении подведомственными организациями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, поручение Губернатора Тюменской области.
5. Проверка проводится по месту нахождения уполномоченного органа в форме документарной проверки.
В случае если при документарной проверке не представляется возможным оценить соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводится выездная проверка.
6 - 8. Утратили силу. - Закон Тюменской области от 29.03.2016 N 15.
9. По результатам проверки должностным лицом уполномоченного органа, проводившим проверку, составляется акт проверки.
10. Руководитель подведомственной организации обязан устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения в срок, установленный в акте проверки, и направить в уполномоченный орган информацию об устранении нарушений.
В случае если нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены в срок, установленный в акте проверки, уполномоченный орган направляет информацию о данных нарушениях в орган, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
11. В случае установления в ходе проверки фактов нарушений подведомственными организациями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в которых усматриваются признаки административных правонарушений или преступлений, уполномоченный орган незамедлительно направляет материалы в орган, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
12. Порядок организации и проведения проверок, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается Правительством Тюменской области.
Статья 4.2. Порядок и условия осуществления ведомственного контроля органами местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области
1. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области осуществляют ведомственный контроль в подведомственных им организациях в порядке и на условиях, установленных правовыми актами данных органов местного самоуправления с учетом положений настоящего Закона.
2. Подведомственной организацией является муниципальное учреждение или муниципальное унитарное предприятие, функции и полномочия учредителя которого осуществляет орган местного самоуправления муниципального образования Тюменской области.
Глава II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 5. Сохранение и развитие трудового потенциала граждан, проживающих в Тюменской области
1. Мероприятия, направленные на сохранение и развитие трудового потенциала граждан, проживающих в Тюменской области, реализуются исполнительными органами государственной власти Тюменской области посредством областных целевых программ, проектов и отдельных мероприятий.
2. Приоритетными направлениями мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, являются создание условий для внутрирегионального перемещения трудовых ресурсов, реализации трудового потенциала молодежи, иных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Статья 5.1. Отношения, связанные с оплатой и стимулированием труда (условиями оплаты труда) работников государственных учреждений Тюменской области
Структура, штатное расписание и размер заработной платы, в том числе различного рода выплат компенсационного и стимулирующего характера (доплат, надбавок, премий и т.д.), работников государственных учреждений Тюменской области устанавливаются локальными нормативными актами руководителя учреждения в соответствии с определенной Правительством области отраслевой системой оплаты и стимулирования труда (условиями оплаты труда).
Статья 6. Дополнительные компенсации работникам государственных и муниципальных учреждений и организаций, образованных в результате реорганизации этих учреждений, расположенных в районах с дискомфортными условиями проживания
1. Для работников государственных и муниципальных учреждений и организаций, образованных в результате реорганизации этих учреждений, расположенных в городе Тобольске, Тобольском и Вагайском районах Тюменской области, устанавливается дополнительная компенсация в размере 1,217 к заработной плате.
2. Финансирование расходов, связанных с реализацией положений настоящей статьи, осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов.
3. Финансовые средства, необходимые муниципальным образованиям на реализацию положений настоящей статьи, учитываются при формировании межбюджетных отношений в составе расходов бюджетов муниципальных образований на соответствующий финансовый год.
Статья 6.1. Компенсация работникам государственных органов Тюменской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области, государственных учреждений Тюменской области, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
1. Работники государственных органов Тюменской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области, государственных учреждений Тюменской области, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее - работники), имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
2. Работодатель также оплачивает стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (супругу (супруге), несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
3. Компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику только по основному месту работы.
4. Компенсации, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался предоставленным ему настоящей статьей правом.
5. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно устанавливаются Правительством Тюменской области.
Статья 7. Порядок регистрации трудовых договоров, заключенных между работниками и работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями
1. Работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, в течение семи дней с момента заключения с работником письменного трудового договора обязан представить его для регистрации в орган местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).
2. Для регистрации трудового договора работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, должен представить в орган местного самоуправления следующие документы:
1) заявление;
2) два экземпляра трудового договора;
3) копию трудового договора, которая остается в органе местного самоуправления;
4) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность работодателя.
3. В случае, если для регистрации представлены не все требуемые документы, орган местного самоуправления письменно уведомляет работодателя о необходимости представить недостающие документы в десятидневный срок.
4. Перед регистрацией орган местного самоуправления проводит проверку трудового договора на соответствие действующему законодательству.
5. Орган местного самоуправления осуществляет регистрацию трудового договора в течение 14 дней со дня поступления заявления о регистрации со всеми требуемыми документами. Регистрация осуществляется органом местного самоуправления в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом.
6. Оба экземпляра зарегистрированного трудового договора возвращаются работодателю - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, о чем делается соответствующая запись в регистрационном журнале, скрепляемая подписью работодателя. Копия зарегистрированного трудового договора хранится в органе местного самоуправления.
Один экземпляр зарегистрированного трудового договора вручается работнику.
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 8. Система социального партнерства в Тюменской области
1. Социальное партнерство в Тюменской области осуществляется на региональном, отраслевом (межотраслевом), территориальном и локальном уровнях.
На региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Тюменской области.
На отраслевом (межотраслевом) уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях).
На территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.
На локальном уровне устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
2. Социальное партнерство в Тюменской области осуществляется в формах:
1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
3) участия работников, их представителей в управлении организацией;
4) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров;
5) в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.
Статья 9. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Тюменской области
1. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров, соглашений и их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из представителей сторон, наделенных необходимыми полномочиями.
2. На региональном и территориальном уровнях могут образовываться постоянно действующие трехсторонние областная и территориальные комиссии (далее также - трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
На отраслевом уровне могут создаваться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения.
На уровне организации образовываются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
3. Порядок деятельности областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определяется настоящим Законом.
Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений осуществляет свою деятельность в соответствии с законами Тюменской области, положением об этой комиссии, утверждаемым представительным органом местного самоуправления.
4. Целью деятельности указанных комиссий является:
1) согласование социально-трудовых и связанных с ними экономических интересов сторон социального партнерства;
2) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений;
3) предотвращение коллективных трудовых споров и конфликтов.
Статья 10. Порядок формирования трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений
1. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений состоит из представителей областных объединений профсоюзов, областных объединений работодателей и исполнительных органов государственной власти Тюменской области, которые образуют соответствующие стороны комиссии.
Территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений состоит из представителей территориальных объединений профсоюзов, территориальных объединений работодателей и администрации муниципального образования, которые образуют соответствующие стороны комиссии.
2. Каждая из сторон комиссий самостоятельно выбирает персональный состав своих представителей, назначает сопредседателей комиссий и секретарей.
3. Утверждение и замена персонального состава представителей объединений профсоюзов и объединений работодателей в комиссиях производится в соответствии с решениями руководящих органов указанных объединений. Утверждение и замена персонального состава представителей исполнительных органов государственной власти Тюменской области, администрации муниципального образования производится согласно нормативным правовым актам Губернатора Тюменской области и правовым актам главы администрации муниципального образования.
4. Представители сторон являются членами комиссий. Количество членов комиссий от каждой из сторон не может превышать 15 человек.
Статья 11. Права трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в Тюменской области
Трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений имеют право:
1) вносить в органы государственной власти области, органы местного самоуправления предложения о принятии в установленном порядке нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;
2) взаимодействовать с комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными на иных уровнях;
3) создавать рабочие группы, приглашать для участия в своей работе представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений профсоюзов, объединений работодателей, не входящих в состав комиссий, ученых и специалистов, а также представителей других организаций;
4) оказывать практическое и методическое содействие соответствующим комиссиям при заключении коллективных договоров, территориальных, отраслевых (межотраслевых) соглашений;
5) организовывать контроль за выполнением соглашений и своих решений;
6) вносить предложения в соответствующие органы о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих коллективные договоры, соглашения;
7) содействовать разрешению разногласий, связанных с заключением и реализацией соглашений;
8) получать от сторон социального партнерства информацию, необходимую для заключения соглашений и осуществления контроля за их выполнением;
9) проводить с исполнительными органами государственной власти Тюменской области и органами местного самоуправления (в согласованном с ними порядке) консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;
10) принимать участие в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти Тюменской области и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями;
11) принимать по согласованию с соответствующими объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей, органами государственной власти области и органами местного самоуправления участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;
12) принимать участие в проведении общероссийских, межрегиональных, региональных, территориальных совещаний, конференций, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке;
13) вести коллективные переговоры, готовить проекты соглашений и участвовать в их заключении.
Статья 12. Порядок деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в Тюменской области
1. Заседания трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода. Внеочередные заседания комиссий созываются по письменному заявлению одной из сторон.
2. Сроки, место проведения и повестка дня заседания трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений определяются решением сторон.
3. Решение трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. Порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентами комиссий. Члены трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, не согласные с принятыми решениями, вправе требовать занесения их особого мнения в протоколы заседаний комиссий.
4. Комиссии разрабатывают и утверждают регламенты комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, определяют порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения.
5. Комиссии для оперативного взаимодействия сторон, рассмотрения неотложных вопросов образуют координационные советы, в состав которых входят координаторы комиссий, координаторы сторон и ответственные секретари комиссий.
Заседания координационных советов проводятся между заседаниями комиссий.
6. Комиссии в целях подготовки и проведения заседаний комиссий и координационных советов, контроля за исполнением принятых решений, ведения переписки и делопроизводства образуют секретариаты, работой которых руководят ответственные секретари комиссий. В состав секретариатов входят секретари от каждой из сторон.
Статья 13. Координаторы трехсторонних комиссий
1. Координатор областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений назначается Губернатором Тюменской области.
Координатор территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений назначается главой администрации муниципального образования.
2. Координаторы комиссий не являются их членами, не вмешиваются в деятельность сторон и не принимают участия в голосовании.
3. Координаторы комиссий:
1) организуют деятельность комиссий, председательствуют на их заседаниях;
2) утверждают состав рабочих групп;
3) обеспечивают взаимодействие для достижения согласия сторон при выработке совместных решений и их реализации;
4) подписывают регламенты, планы работы и решения комиссий;
5) руководят секретариатами комиссий;
6) запрашивают у исполнительных органов государственной власти Тюменской области по труду, органов местного самоуправления информацию о заключаемых и заключенных коллективных договорах, соглашениях в целях выработки рекомендаций комиссий по вопросам коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, а также организации деятельности этих комиссий;
7) приглашают для участия в работе комиссий представителей соответствующих объединений профессиональных союзов, объединений работодателей и исполнительных органов государственной власти Тюменской области (органа местного самоуправления), не являющихся членами комиссий, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;
8) направляют по согласованию с соответствующими объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей и исполнительными органами государственной власти Тюменской области по труду (с органом местного самоуправления) членов комиссий для участия в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;
9) проводят в пределах своей компетенции в период между заседаниями комиссий консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений;
10) проводят заседания координационных советов.
4. Координатор областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений информирует Губернатора Тюменской области и Тюменскую областную Думу о деятельности комиссии.
Статья 14. Координаторы сторон трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений
1. Деятельность каждой из сторон трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений организует координатор стороны.
2. Координаторы сторон, представляющих объединения профессиональных союзов и областные объединения работодателей, избираются указанными сторонами.
3. Координатор стороны, представляющей исполнительные органы государственной власти Тюменской области, назначается Губернатором области.
Координатор стороны, представляющей исполнительный орган местного самоуправления, назначается главой администрации муниципального образования.
4. Координаторы каждой из сторон по поручению, данному стороной, вносят координатору комиссии предложения по проектам планов работы комиссии, повесткам дня ее заседаний, персональному составу представителей стороны в рабочих группах, информируют комиссию об изменениях персонального состава стороны, организуют совещания представителей стороны в целях уточнения их позиций по вопросам, внесенным на рассмотрение комиссии.
5. Координаторы каждой из сторон по поручению, данному стороной, вправе вносить координатору комиссии предложение о проведении внеочередного заседания комиссии. В этом случае координатор комиссии обязан созвать заседание комиссии в течение двух недель со дня поступления указанного предложения.
Статья 15. Обеспечение деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений
Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности комиссий осуществляется в порядке, установленном сторонами комиссий.
Глава IV. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 16. Региональное соглашение Тюменской области
1. Региональное соглашение Тюменской области - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Тюменской области.
2. Региональное соглашение заключается между полномочными представителями соответствующих профсоюзов и их объединений, объединений работодателей. По договоренности между сторонами соглашение может заключаться с участием Правительства Тюменской области.
3. Срок действия данного соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет.
4. По предложению сторон регионального соглашения руководитель уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области после опубликования регионального соглашения предлагает работодателям, осуществляющим деятельность в Тюменской области и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в Тюменской области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению не представили в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то региональное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, если такая организация образована.
В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению руководитель уполномоченного исполнительного органа государственной власти Тюменской области имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, если такая организация образована, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Статья 17. Отраслевые (межотраслевые) соглашения в Тюменской области
1. Отраслевые (межотраслевые) соглашения устанавливают общие условия оплаты труда, а также гарантии, компенсации и льготы для работников отрасли (отраслей) в Тюменской области.
2. Отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются между полномочными представителями работников и работодателей. По договоренности между сторонами соглашение может заключаться с участием исполнительных органов государственной власти Тюменской области.
3. Срок действия данных соглашений определяется сторонами, но не может превышать трех лет.
Статья 18. Территориальное соглашение в Тюменской области
1. Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, а также гарантии, компенсации и льготы, связанные с территориальными особенностями соответствующего муниципального образования.
2. Территориальное соглашение заключается между полномочными представителями работников и работодателей. По договоренности между сторонами соглашение может заключаться с участием соответствующего органа местного самоуправления.
3. Срок действия данного соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет.
Статья 19. Порядок разработки проекта соглашения и его заключения
1. На региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно региональное, территориальное соглашение. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
2. Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств областного или местных бюджетов, заключаются при обязательном участии представителей органов государственной власти Тюменской области или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
3. Заключение соглашений, требующих бюджетного финансирования, а также внесение в них изменений по общему правилу осуществляется сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашений.
4. Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.
Статья 20. Коллективные договоры в Тюменской области
Коллективные договоры заключаются между работниками и работодателями в лице их представителей в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Коллективные договоры регулируют социально-трудовые отношения в организации или ее обособленном подразделении.
Статья 21. Уведомительная регистрация коллективных договоров и соглашений в Тюменской области
1. Коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области.
2. В случае если органы местного самоуправления наделены государственным полномочием по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений, коллективные договоры и территориальные соглашения в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган местного самоуправления.
3. Порядок проведения уведомительной регистрации коллективных договоров, региональных и территориальных соглашений, а также изменений и дополнений к ним устанавливается нормативным правовым актом Правительства Тюменской области.
4. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 08.12.2015 N 138.
5. При осуществлении регистрации коллективного договора, регионального и территориального соглашения соответствующий регистрирующий орган выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в Государственную инспекцию труда в Тюменской области. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
6. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 08.12.2015 N 138.
7. Соответствующий регистрирующий орган в пределах своих полномочий осуществляет контроль за выполнением зарегистрированных коллективных договоров и соглашений.
Статья 22. Исключена. - Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 340.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 24. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Тюменской области от 06.02.1997 N 73 "Об особенностях регулирования трудовых отношений в Тюменской области";
Закон Тюменской области от 20.05.1997 N 91 "О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области "О регулировании трудовых отношений в Тюменской области";
Закон Тюменской области от 08.06.2001 N 346 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "Об особенностях регулирования трудовых отношений в Тюменской области";
Закон Тюменской области от 16.03.2001 N 295 "О приостановлении действия абзаца 3 пункта 3 части 1 статьи 20 Закона Тюменской области "Об особенностях регулирования трудовых отношений в Тюменской области";
Закон Тюменской области от 01.03.2002 N 8 "О приостановлении действия Закона Тюменской области "Об особенностях регулирования трудовых отношений в Тюменской области";
Закон Тюменской области от 12.01.1999 N 73 "О социальном партнерстве в Тюменской области";
Закон Тюменской области от 05.06.2000 N 184 "Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений";
Закон Тюменской области от 30.11.2001 N 448 "Об установлении дополнительной компенсации работникам организаций бюджетной сферы города Тобольска, Тобольского и Вагайского районов Тюменской области".
Губернатор области
С.С.СОБЯНИН
г. Тюмень
8 июля 2003 года
N 155