Закон Тюменской области от 07.03.2003 N 121 "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области"
7 марта 2003 года | N 121 |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тюменская область
ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ, ПРИНЯТИЯ И ДЕЙСТВИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят областной Думой 20 февраля 2003 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона
1. Настоящий Закон в соответствии с Уставом Тюменской области устанавливает виды нормативных правовых и ненормативных правовых актов области, а также определяет порядок их подготовки, принятия, вступления в силу, действия, толкования, систематизации и прекращения их действия.
2. Настоящий Закон призван способствовать осуществлению качественного и эффективного нормотворчества органов государственной власти Тюменской области.
Статья 2. Нормотворческие органы Тюменской области
Нормотворческие органы Тюменской области (далее - нормотворческие органы области) - Тюменская областная Дума, Губернатор Тюменской области, Правительство Тюменской области, иные исполнительные органы государственной власти Тюменской области.
Статья 3. Содержание нормотворческой деятельности
Содержанием нормотворческой деятельности являются:
1) прогнозирование нормотворческой деятельности;
2) планирование нормотворческой деятельности;
3) подготовка проектов нормативных правовых и ненормативных правовых актов области;
4) рассмотрение и принятие нормативных правовых и ненормативных правовых актов области;
5) обнародование нормативных правовых актов;
6) толкование нормативных правовых актов области;
7) систематизация нормативных правовых и ненормативных правовых актов области.
Статья 4. Правовое регулирование по предметам ведения Тюменской области
Нормотворческие органы области в пределах своей компетенции самостоятельно и в полном объеме осуществляют правовое регулирование по предметам ведения Тюменской области.
Статья 5. Правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и Тюменской области
1. Законы и иные нормативные правовые акты Тюменской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Тюменской области принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, принятыми по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. До принятия федерального закона по предметам совместного ведения Российской Федерации и Тюменской области нормотворческие органы области осуществляют собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона нормативные правовые акты Тюменской области приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
Глава 2. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
И НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 6. Виды нормативных правовых и ненормативных правовых актов области
1. Тюменская областная Дума принимает нормативные правовые и ненормативные правовые акты области в виде Устава области, законов области, постановлений, а также распоряжений председателя областной Думы и иных актов.
2. Губернатор области принимает нормативные правовые и ненормативные правовые акты в виде постановлений и распоряжений.
3. Правительство Тюменской области принимает нормативные правовые и ненормативные правовые акты в виде постановлений и распоряжений Правительства Тюменской области.
Исполнительные органы государственной власти Тюменской области принимают ненормативные правовые акты в виде приказов, инструкций и иных актов руководителей исполнительных органов государственной власти Тюменской области, а в случаях, установленных Правительством Тюменской области, нормативные правовые акты в виде распоряжений.
Нормативные правовые акты Губернатора области, Правительства Тюменской области и исполнительных органов государственной власти Тюменской области в течение семи рабочих дней со дня их принятия направляются в электронной форме в Тюменскую областную Думу.
Статья 7. Устав Тюменской области
1. Устав Тюменской области - Основной закон Тюменской области. Законы и иные нормативные правовые и ненормативные правовые акты, принимаемые нормотворческими органами области, не должны противоречить Уставу Тюменской области.
2. Устав Тюменской области закрепляет основные положения и принципы правового регулирования в Тюменской области.
Статья 8. Законы Тюменской области
1. Законы Тюменской области - это принятые в соответствии с установленной процедурой областным референдумом или Тюменской областной Думой нормативные правовые акты, обладающие в системе нормативных правовых актов Тюменской области высшей юридической силой после Устава области.
2. Законы области принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным законодательством по предметам ведения области, установленным Уставом области, и предметам совместного ведения Российской Федерации и области.
3. Законами области:
а) утверждаются областной бюджет и отчет о его исполнении;
б) устанавливаются в соответствии с Уставом области основы организации и деятельности Тюменской областной Думы;
в) определяется в пределах полномочий области порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) устанавливается порядок проведения выборов депутатов областной Думы, выборов Губернатора Тюменской области;
г.1) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в области;
д) утратил силу. - Закон Тюменской области от 08.06.2011 N 34;
е) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления;
ж) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются, вводятся в действие (прекращают действие) налоги и сборы, определяются налоговые ставки (ставки сборов), порядок и сроки уплаты налогов, сборов, устанавливаются (отменяются) налоговые льготы (льготы по сборам) и (или) основания и порядок их применения;
з) утверждаются бюджет территориального государственного внебюджетного фонда области и отчет о его исполнении;
и) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе акциями (долями участия, паями) области в уставных (складочных) капиталах организаций;
к) утверждаются заключение и расторжение договоров области;
л) устанавливается порядок назначения и проведения областного референдума;
м) устанавливаются административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;
м.1) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, осуществляется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области;
н) утратил силу. - Закон Тюменской области от 03.10.2022 N 40;
о) устанавливается административная ответственность за административные правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
п) регулируются иные вопросы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (далее - федеральными законами), Уставом области и законами области.
4. Законы области могут быть приняты в форме кодекса как систематизированного нормативного правового акта, максимально и полно регламентирующего определенную сферу общественных отношений.
Статья 9. Постановления и Регламент Тюменской областной Думы
1. Постановления - нормативные правовые или ненормативные правовые акты - принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов открытым голосованием, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, и подписываются председателем областной Думы или лицом, его замещающим.
2. Регламент областной Думы является нормативным правовым актом, определяющим порядок деятельности Тюменской областной Думы. Регламент областной Думы принимается постановлением областной Думы.
Статья 10. Нормативные правовые и ненормативные правовые акты Губернатора области
1. По вопросам, относящимся к компетенции Губернатора области, а также по вопросам, не отнесенным Уставом и законами области к компетенции Тюменской областной Думы, принимаются (издаются) постановления и распоряжения Губернатора области.
Постановления и распоряжения Губернатора области принимаются (издаются) во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Тюменской области.
2. Нормативными правовыми актами Губернатора области являются постановления Губернатора области.
Ненормативными правовыми актами Губернатора области являются распоряжения Губернатора области.
3. Постановления и распоряжения Губернатора области подписываются Губернатором области. В случаях, предусмотренных Уставом области, постановления и распоряжения Губернатора области подписываются Вице-Губернатором области.
4. Акты Губернатора области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Тюменской области.
Статья 11. Нормативные правовые и ненормативные правовые акты Правительства Тюменской области, исполнительных органов государственной власти Тюменской области
1. Нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области являются постановления Правительства Тюменской области.
Ненормативными правовыми актами Правительства Тюменской области являются распоряжения Правительства Тюменской области.
2. Постановления и распоряжения Правительства Тюменской области принимаются в порядке, установленном Регламентом Правительства Тюменской области.
3. Губернатор области вправе поручить подписание постановлений и распоряжений Правительства Тюменской области Вице-Губернатору области и (или) одному из членов Правительства Тюменской области.
4. Форма и порядок издания актов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, определяются Регламентом Правительства Тюменской области.
5. Исполнительные органы государственной власти Тюменской области принимают ненормативные правовые акты в виде приказов, инструкций и иных актов руководителей исполнительных органов государственной власти Тюменской области, а в случаях, установленных Правительством Тюменской области, нормативные правовые акты в виде распоряжений.
6. Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Тюменской области (за исключением нормативных правовых актов Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области) подлежат государственной регистрации в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Тюменской области.
Глава 3. ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА
ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ, ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
И НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 12. Прогнозирование нормотворческой деятельности
Прогнозирование в нормотворческой области есть основанная на применении специальных научных методов и средств деятельность с целью получения данных об основных тенденциях развития нормативной правовой системы области, в том числе о будущем ее состоянии, а также о последствиях принятия отдельных нормативных правовых актов.
Основными задачами прогнозирования в нормотворчестве являются:
а) получение при помощи научных методов данных о тенденциях, путях и формах дальнейшего развития нормативной правовой системы области;
б) определение первоочередных и наиболее актуальных проблем, требующих своего решения со стороны органов государственной власти области путем принятия нормативных правовых актов;
в) выявление общественных потребностей и общественных отношений, подлежащих в будущем правовому регулированию;
г) определение наиболее перспективных и прогрессивных форм и методов правового регулирования на территории области;
д) определение первоочередности подготовки и принятия нормативных правовых актов области;
е) использование в нормотворчестве специальных прогнозов в сферах экономики, политики, социального развития и экологии.
Статья 13. Плановые основы нормотворческой деятельности
1. Подготовка проектов законов области (далее также - законопроекты) осуществляется на плановой основе. Областная Дума может принять к рассмотрению законопроект, не предусмотренный планом законопроектных работ областной Думы, если указанный законопроект вносится субъектом права законодательной инициативы в областной Думе.
2. В целях реализации планов подготовки проектов законов области в нормотворческих органах могут разрабатываться планы организационно-технических мероприятий по обеспечению нормотворческой деятельности.
Статья 14. План законопроектных работ Тюменской областной Думы
1. Предложения к плану законопроектных работ областной Думы разрабатываются комитетами и постоянными комиссиями областной Думы, Губернатором области, представительными органами местного самоуправления, иными субъектами права законодательной инициативы в областной Думе. Эти предложения анализируются, систематизируются, согласуются с указанными органами и субъектами права законодательной инициативы и вносятся на рассмотрение областной Думы комитетом областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению.
Предложения к проекту плана законопроектных работ Тюменской областной Думы, вносимые субъектами права законодательной инициативы в областной Думе, должны содержать наименование законопроекта и мотивированное обоснование необходимости его принятия.
2. План законопроектных работ областной Думы на очередной год до его утверждения согласовывается с Губернатором области.
3. План законопроектных работ областной Думы на очередной год утверждается областной Думой не позднее чем за две недели до наступления очередного года и подлежит обязательному опубликованию.
4. На основе мотивированных предложений субъектов права законодательной инициативы областная Дума может принять решение об исключении отдельных законопроектов из плана законопроектных работ.
5. По согласованию с органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа может быть утвержден совместный план законопроектных работ.
Статья 15. Порядок подготовки проектов областных законов, иных нормативных правовых и ненормативных правовых актов
1. Подготовка проектов областных законов осуществляется нормотворческими органами и другими субъектами права законодательной инициативы либо по их поручению иными лицами, на которых возложена обязанность или которым предоставлено право подготовки проекта соответствующего нормативного правового акта.
2. Основанием для подготовки законопроекта является план законопроектных работ областной Думы либо решение субъекта законодательной инициативы о реализации права законодательной инициативы.
3. Для подготовки проекта нормативного правового акта могут создаваться рабочие группы с привлечением к участию в их работе органов местного самоуправления, научных организаций, ученых, специалистов и иных заинтересованных лиц.
4. Проекты законов, иных нормативных правовых и ненормативных правовых актов области подлежат обязательной экспертизе в юридических службах нормотворческих органов области.
Проекты законов и иных нормативных правовых актов подлежат обязательной антикоррупционной экспертизе в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона.
Проекты законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Тюменской области обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз (далее - обязательные требования), устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Тюменской области обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, устанавливающие или изменяющие ответственность за нарушение нормативных правовых актов Тюменской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия в соответствии со статьей 19.2 настоящего Закона, за исключением:
а) проектов законов области об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения;
б) проектов законов области, регулирующих бюджетные правоотношения;
в) проектов нормативных правовых актов области:
устанавливающих, изменяющих, отменяющих подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на продукцию (товары, услуги), торговые надбавки (наценки) к таким ценам (тарифам) в соответствии с федеральными законами, определяющими порядок ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги), торговых надбавок (наценок) к таким ценам (тарифам);
подлежащих принятию при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации или разрабатываемых в целях реализации мер, принимаемых в рамках особых режимов, вводимых в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении", на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
5. Порядок подготовки нормативных правовых и ненормативных правовых актов Правительства Тюменской области, исполнительных органов государственной власти Тюменской области устанавливается Правительством Тюменской области.
Статья 16. Подготовка проектов законов, иных областных нормативных правовых актов на договорной основе
1. Нормотворческие органы области вправе заключать договоры на подготовку проектов нормативных правовых актов с научными учреждениями, отдельными учеными, специалистами или творческими коллективами.
2. Нормотворческие органы области вправе заключать договоры на подготовку альтернативных проектов нормативных правовых актов области с несколькими научными учреждениями, специалистами, организациями.
Статья 17. Требования, предъявляемые к нормативным правовым и ненормативным правовым актам области
1. Нормативные правовые и ненормативные правовые акты Тюменской области должны:
1) соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
2) быть приняты уполномоченным на то органом или должностным лицом в пределах его компетенции в порядке и виде, которые установлены настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области;
3) иметь обеспеченность реализации предписаний акта (финансово-экономическую, организационную и т.д.);
4) отвечать требованиям юридической техники.
2. Нормативные правовые и ненормативные правовые акты Тюменской области не должны содержать норм, способствующих коррупционным проявлениям в процессе их реализации.
Статья 18. Обязательные реквизиты законов, иных нормативных правовых и ненормативных правовых актов области
1. Закон области должен содержать следующие реквизиты и сведения:
а) герб области;
б) в верхней части закона отдельными строками указываются словосочетания "Российская Федерация", "Тюменская область", "Закон Тюменской области";
в) индивидуальное наименование закона указывается после приведенных выше реквизитов;
г) под индивидуальным наименованием закона указывается дата его принятия областной Думой;
д) под основным текстом закона указываются должность и фамилия должностного лица, подписывающего и обнародующего текст закона;
е) место, дата подписания закона, его регистрационный номер;
ж) печать.
2. Реквизиты нормативных правовых и ненормативных правовых актов, принимаемых областной Думой, устанавливаются председателем Тюменской областной Думы.
3. Реквизиты нормативных правовых и ненормативных правовых актов, утверждаемых, принимаемых, издаваемых Губернатором области, Правительством Тюменской области, исполнительными органами государственной власти Тюменской области, устанавливаются Правительством Тюменской области.
Статья 19. Основные правила юридической техники
1. Тексты законов области излагаются в соответствии с нормами официально-делового стиля современного русского литературного языка. Слова и выражения в законах используются в значениях, исключающих их неточное понимание. Термины, используемые в областных законах, должны соответствовать по значению соответствующим терминам, используемым в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, Уставе Тюменской области. Не допускается употребление в текстах законов устаревших слов и выражений, образных сравнений. В законе даются определения малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов.
2. Нормативные предписания в законах области излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер. Статьи законов области могут подразделяться на абзацы, именуемые частями, которые начинаются с красной строки и с заглавной буквы. При этом, если в статье две и более части, то они могут обозначаться цифрами. Части статей могут подразделяться на пункты и подпункты, которые могут иметь цифровое или буквенное обозначение и начинаются с красной строки и со строчной буквы.
3. Статьи, близкие по содержанию, в значительных по объему законах области объединяются в главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Разделы и главы имеют заголовки и нумеруются.
4. В случае необходимости в законах области воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов более высокой юридической силы со ссылкой на такие акты.
5. Правила оформления нормативных правовых и ненормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) Губернатором области, Правительством Тюменской области, исполнительными органами государственной власти Тюменской области, определяются Правительством Тюменской области.
Статья 19.1. Антикоррупционная экспертиза
1. В целях предупреждения и устранения условий, способствующих возникновению и распространению коррупции в Тюменской области, в обязательном порядке проводится антикоррупционная экспертиза проектов областных законов, иных нормативных правовых актов Тюменской области.
2. Антикоррупционная экспертиза - деятельность по выявлению и описанию коррупциогенных факторов (явления или совокупность явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению), содержащихся в проектах нормативных правовых актов, а также по разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
3. Антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта проводится юридической службой уполномоченного структурного подразделения нормотворческого органа в рамках проведения юридической (правовой) экспертизы. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы определяется нормативным правовым актом нормотворческого органа. В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы могут привлекаться лица, имеющие специальные познания в определенной области правоотношений (эксперты).
4. Результаты антикоррупционной экспертизы оформляются в соответствии с порядком проведения антикоррупционной экспертизы, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.
5. В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Тюменской области проводится федеральными органами государственной власти в порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 19.2. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Тюменской области. Установление и оценка применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Тюменской области, экспертиза нормативных правовых актов Тюменской области
1. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Тюменской области, указанных в абзаце третьем части 4 статьи 15 настоящего Закона, проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и областного бюджета.
Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Тюменской областной Думы (за исключением проектов законов, вносимых Губернатором или Правительством Тюменской области в порядке законодательной инициативы) устанавливается нормативным правовым актом Тюменской областной Думы.
Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов законов Тюменской области, вносимых Губернатором или Правительством Тюменской области в порядке законодательной инициативы, проектов нормативных правовых актов Губернатора области, Правительства Тюменской области и исполнительных органов государственной власти Тюменской области устанавливается нормативным правовым актом Правительства Тюменской области.
1.1. Абзац утратил силу. - Закон Тюменской области от 03.10.2022 N 40.
Порядок установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Тюменской области, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов, определяется нормативным правовым актом Правительства Тюменской области с учетом принципов установления и оценки применения обязательных требований, определенных федеральным законом.
2. Нормативные правовые акты Тюменской области, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением актов, определенных частью 1.1 настоящей статьи, подлежат экспертизе в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Тюменской областной Думы устанавливается нормативным правовым актом Тюменской областной Думы.
Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов Губернатора области, Правительства Тюменской области и исполнительных органов государственной власти Тюменской области устанавливается нормативным правовым актом Правительства Тюменской области.
Статья 20. Научная экспертиза в нормотворческой деятельности
1. Научная экспертиза проекта нормативного правового акта - специальное исследование, производимое учеными и специалистами с целью оценки качества проекта нормативного правового акта и выявления возможных последствий его принятия и действия. Научная экспертиза проводится, как правило, на платной договорной основе.
2. Научная экспертиза в нормотворческой деятельности может быть экономической, финансовой, научно-правовой, научно-технической, экологической или иной в зависимости от предмета исследования, конкретных задач и применяемых научных методов.
3. При необходимости могут проводиться комплексные (с привлечением ученых и специалистов из различных областей научного знания) и узкоспециальные научные экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов области.
4. Научная экспертиза в нормотворческой деятельности призвана способствовать:
1) обеспечению высокого качества подготовки нормативных правовых актов области;
2) созданию научно обоснованного законодательства области;
3) выявлению возможных позитивных и негативных социальных, экономических, экологических, правовых и других последствий действия принимаемых законов и иных нормативных правовых актов области.
Статья 21. Проведение научной экспертизы проектов нормативных правовых актов области
1. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов области осуществляется научными учреждениями, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов, не принимавших непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта. В качестве экспертов проектов законов, иных нормативных правовых актов области не могут выступать депутаты областной Думы, специалисты аппаратов Думы и исполнительных органов государственной власти Тюменской области, принимавшие участие в разработке законопроекта.
2. Проекты нормативных правовых актов области направляются на научную экспертизу руководителем соответствующего нормотворческого органа области, а по проектам областных законов также ответственным комитетом или постоянной комиссией областной Думы. При назначении научной экспертизы формулируются соответствующие вопросы эксперту (экспертам). Предложения о направлении законопроекта на экспертизу, внесенные органами государственной власти автономных округов по вопросам, указанным в части 3 статьи 23 настоящего Закона, и Губернатором области, являются обязательными.
3. Сроки проведения научной экспертизы определяются в договоре о проведении научной экспертизы нормативного правового акта.
Статья 22. Заключение экспертов
1. Заключение эксперта (группы экспертов) дается в письменном виде, подписывается экспертом (группой экспертов) и представляется в нормотворческий орган в двух экземплярах.
2. В заключении указываются: когда, где, кем (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность), на каком основании произведена экспертиза, какую информацию, материалы и методику исследования использовал эксперт (группа экспертов), какие вопросы были поставлены, а также мотивированные ответы на них.
3. Заключение эксперта (группы экспертов) на проект закона области подлежит обязательному рассмотрению при обсуждении последнего на заседании Думы.
Статья 23. Лица (органы), принимающие участие в подготовке законопроектов
1. В подготовке проектов законов, принимаемых областной Думой, принимают участие комитеты и постоянные комиссии областной Думы, специалисты аппарата областной Думы, а также Губернатор области, его официальный представитель в областной Думе и по их поручению иные должностные лица.
2. В подготовке законопроектов, затрагивающих интересы отдельных муниципальных образований, могут участвовать органы местного самоуправления.
3. При подготовке законопроектов, регламентирующих:
а) отношения с федеральными органами государственной власти, органами власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на территории области;
б) осуществление контроля за реализацией общеобластных программ;
в) отношения, затрагивающие интересы всего населения области,
имеют право участвовать представители органов государственной власти автономных округов.
4. В случае отсутствия при подготовке данных законопроектов представителей органов государственной власти автономных округов разработанный проект нормативного правового акта направляется для согласования в органы государственной власти автономных округов не позднее пятнадцати дней до начала заседания областной Думы, на котором указанный проект будет рассматриваться.
5. Областная Дума может создавать рабочие группы и согласительные комиссии по подготовке проектов законов Тюменской области. Рабочая группа и (или) согласительная комиссия по подготовке проекта закона Тюменской области может быть создана по совместному решению областной Думы и Губернатора области и может включать депутатов областной Думы, представителей исполнительных органов государственной власти Тюменской области, ученых и специалистов.
Глава 4. РАССМОТРЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ ОБЛАСТИ
Статья 24. Право законодательной инициативы в областной Думе
1. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в областную Думу субъектами права законодательной инициативы, указанными в статье 34 Устава Тюменской области:
а) проектов законов (далее - законопроект);
б) законопроектов о внесении изменений в действующие законы Тюменской области либо о признании этих законов утратившими силу;
в) поправок к законопроектам.
Порядок реализации Губернатором Тюменской области, Правительством Тюменской области права законодательной инициативы в областной Думе устанавливается Правительством Тюменской области с учетом положений настоящей статьи.
2. При внесении в соответствии с частью 1 настоящей статьи текста законопроекта на его титульном листе указывается субъект (субъекты) права законодательной инициативы, внесший (внесшие) законопроект.
К тексту законопроекта прилагаются:
а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;
б) справка о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;
в) перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
г) предложение о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;
д) финансово-экономическое обоснование законопроекта (кроме законопроектов, правовое регулирование внесения которых в областную Думу осуществляется Законом Тюменской области от 12.10.2001 N 426 "О бюджетном процессе в Тюменской области"), которое должно содержать финансово-экономическую оценку законопроекта, в том числе данные о дополнительной потребности средств областного бюджета на реализацию законопроекта и источниках финансирования данной потребности;
е) заключение Губернатора Тюменской области в случаях, определенных настоящим Законом.
3. Подготовленный к внесению в областную Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, направляются субъектом права законодательной инициативы на имя председателя областной Думы не позднее чем за 20 дней до дня его рассмотрения на заседании областной Думы, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 6 настоящей статьи.
4. Законопроекты об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие законопроекты, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, рассматриваются Тюменской областной Думой по представлению Губернатора Тюменской области либо при наличии его заключения, представляемого в Тюменскую областную Думу в тридцатидневный срок.
5. При внесении законопроектов субъектом права законодательной инициативы - коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в областной Думе по данному законопроекту.
6. Законопроекты, внесенные в Тюменскую областную Думу Губернатором Тюменской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
Губернатор Тюменской области может реализовать право законодательной инициативы не позднее чем за 5 дней до заседания областной Думы в случае необходимости приведения областного законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в иных случаях, когда несвоевременное принятие областного закона может вызвать нарушение прав и свобод населения области, а также в случае необходимости увеличения либо уменьшения расходов областного бюджета. Областная Дума обязана рассмотреть внесенный Губернатором Тюменской области законопроект на своем очередном заседании.
Статья 25. Право субъекта законодательной инициативы на отзыв внесенного им проекта закона области
Субъект права законодательной инициативы в областной Думе, внесший проект закона области, вправе обратиться к областной Думе с предложением об отзыве указанного проекта закона до принятия его в первом чтении.
Статья 26. Рассмотрение проекта закона комитетами и постоянными комиссиями областной Думы
1. Порядок рассмотрения проекта закона области комитетами, постоянными комиссиями областной Думы, а также порядок направления проекта закона области для внесения на рассмотрение Тюменской областной Думы определяются Регламентом областной Думы.
Законопроекты, на которые поступили два и более отрицательных заключения, на рассмотрение областной Думы не вносятся.
2. На заседаниях комитетов, постоянных комиссий областной Думы вправе присутствовать Губернатор области, его официальный представитель в областной Думе, иные должностные лица (специалисты) исполнительных органов государственной власти Тюменской области, а также специалисты аппарата Думы, разработчики, эксперты, иные приглашенные лица.
3. По результатам рассмотрения проектов законов области комитеты, постоянные комиссии областной Думы принимают решения.
4. Таблица поправок к проекту закона области формируется на основе поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы в областной Думе.
Поправки, на которые поступили два и более отрицательных заключения, на рассмотрение областной Думы не вносятся.
Статья 27. Рассмотрение проекта закона исполнительными органами государственной власти Тюменской области и органами государственной власти автономных округов
1. Подготовленный проект закона, как правило, за 10 дней до его рассмотрения на заседании Думы направляется Губернатору области для дачи заключения. Порядок рассмотрения законопроектов в исполнительных органах государственной власти Тюменской области определяется Правительством Тюменской области.
2. Органам государственной власти автономных округов для дачи заключения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 23 настоящего Закона, проект закона области направляется за 15 дней до его рассмотрения на заседании областной Думы. Порядок рассмотрения представленного на заключение областной Думой проекта закона области устанавливается органом государственной власти автономного округа.
Статья 28. Рассмотрение проекта закона на заседании областной Думы
1. Рассмотрение законопроекта на заседании областной Думы начинается с доклада председателя комитета или постоянной комиссии, ответственных за подготовку проекта, о проекте закона, о заключениях, поступивших по данному вопросу до его рассмотрения на заседаниях комитетов, постоянных комиссий, о поправках, представленных субъектами права законодательной инициативы в областной Думе, которые комитет или комиссия рекомендует принять или отклонить.
Законопроекты, на которые поступили два и более отрицательных заключения, областной Думой не рассматриваются.
2. Обсуждение (прения) по проекту закона предполагает выяснение мнения всех заинтересованных компетентных лиц, принимающих участие в заседании областной Думы: депутатов, Губернатора области (его представителя), представителей органов государственной власти автономных округов, ученых и специалистов, представителей правоохранительных органов области и других.
3. Слово для выступления по обсуждаемому законопроекту предоставляется председательствующим на заседании областной Думы.
4. После окончания обсуждения законопроекта докладчик имеет право выступить с заключительным словом, в котором он может высказать свое мнение о принятии решения по рассматриваемому проекту.
5. Первое чтение проекта закона заключается в его представлении и обсуждении и завершается голосованием по вопросу об одобрении концепции законопроекта и принятии его за основу.
6. В случае принятия законопроекта в первом чтении областная Дума устанавливает сроки представления поправок к законопроекту, которые не могут быть менее 15 дней со дня принятия законопроекта, и срок внесения его на второе чтение. Сроки представления поправок не устанавливаются в случае принятия законопроекта сразу в двух чтениях на одном заседании областной Думы. Представленные поправки вносятся в областную Думу в виде таблицы, содержащей тексты изменений или дополнений в конкретные статьи законопроекта либо содержащей предложения об исключении конкретных слов, подпунктов, пунктов, частей или статей законопроекта, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями.
7. Поправки, изложенные в таблице поправок к проекту закона, за которые проголосовало большинство от установленного числа депутатов, вносятся в текст законопроекта.
8. Второе чтение законопроекта назначается одновременно с принятием его в первом чтении и, как правило, проводится на следующем заседании Думы и заключается в рассмотрении поправок к проекту и голосовании по вопросу о принятии законодательного акта во втором чтении. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, соответствующим комитетом или постоянной комиссией представляется таблица поправок, в которой указывается мнение комитета или постоянной комиссии по каждой поправке.
Областной Думой не рассматриваются поправки, на которые поступили два и более отрицательных заключения либо отсутствуют заключения правового управления, управления по экономике и финансам областной Думы и (или) заключение Губернатора области в случаях, предусмотренных областным законодательством.
9. Третье чтение проекта закона проводится после принятия его во втором чтении и заключается в рассмотрении поправок и (или) голосовании по вопросу о принятии законодательного акта в целом.
10. Продолжительность перерывов между чтениями, как правило, не может превышать шести месяцев.
11. Рассмотрение проекта закона на заседании областной Думы осуществляется в соответствии с Регламентом областной Думы.
12. Рассмотрение законопроекта областной Думой осуществляется не менее чем в двух чтениях.
Статья 29. Принятие решения по проекту закона
1. По итогам обсуждения проекта закона может быть принято одно из следующих решений Думы:
а) о принятии законопроекта в первом или во втором чтении и внесении его на рассмотрение текущего или последующего заседания областной Думы;
б) о принятии закона и направлении его Губернатору Тюменской области для подписания и обнародования;
в) об опубликовании проекта закона в печати в целях его обсуждения населением области и внесении его на рассмотрение последующего заседания Думы с учетом поступивших поправок;
г) о доработке законопроекта и внесении его на рассмотрение одного из последующих заседаний областной Думы в пределах одного календарного года или об отклонении законопроекта;
д) иные решения в пределах компетенции областной Думы.
2. Решение Думы о внесении проекта закона на одно из последующих заседаний областной Думы может быть принято до обсуждения рассматриваемого проекта в случае наличия отрицательного заключения к нему Губернатора области, органов государственной власти автономных округов либо отрицательного заключения научной экспертизы.
3. Решение по проекту закона принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
4. Законопроекты об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, принимаются по представлению Губернатора Тюменской области или при наличии его заключения.
Статья 29.1. Принятие решения Тюменской областной Думы заочным голосованием
Решение областной Думы по проекту закона, проекту постановления областной Думы может приниматься заочным голосованием путем опроса мнений депутатов областной Думы в связи с необходимостью оперативного решения вопроса, не терпящего отлагательства, либо в связи с невозможностью проведения заседания областной Думы.
Под необходимостью оперативного решения вопроса, не терпящего отлагательства, в настоящей статье понимается принятие решения областной Думы, направленного на предупреждение либо ликвидацию чрезвычайной ситуации или ее последствий.
Под невозможностью проведения заседания областной Думы в настоящей статье понимается отсутствие возможности за 24 часа до планируемого заседания областной Думы обеспечить явку депутатов областной Думы на заседание областной Думы в количестве, необходимом для принятия решения, по причине нарушения транспортного сообщения между территориями либо введения в соответствии с действующим федеральным законодательством ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, препятствующих своевременному прибытию депутатов областной Думы на заседание областной Думы.
Заочное голосование как форма принятия решения областной Думой применяется в указанных в частях второй и третьей настоящей статьи случаях, если по техническим причинам из-за прекращения функционирования (отсутствия устойчивого функционирования) информационно-телекоммуникационной сети Интернет исключается возможность проведения заседания областной Думы с использованием системы видео-конференц-связи.
Понятие "чрезвычайная ситуация" в настоящей статье используется в значении, определенном статьей 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Порядок проведения заочного голосования устанавливается Регламентом Тюменской областной Думы.
Глава 5. ОБНАРОДОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Статья 30. Обнародование закона
1. Принятые Тюменской областной Думой законы в течение 10 дней после принятия направляются Губернатору Тюменской области для подписания и обнародования.
2. Губернатор Тюменской области подписывает и обнародует закон либо отклоняет закон в течение 14 дней с момента поступления закона.
3. Обнародование закона осуществляется путем официального опубликования текста закона.
4. Отклоненный закон возвращается в областную Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.
5. Если в течение четырнадцатидневного срока Губернатор Тюменской области не подписывает, не обнародует закон и не отклоняет его, то закон подлежит опубликованию и вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 33 настоящего Закона.
6. Внесение в Конституционный Суд Российской Федерации запроса Президента Российской Федерации о проверке конституционности закона области до его обнародования Губернатором Тюменской области приостанавливает течение срока для обнародования закона области до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу и исключает обнародование такого закона до вынесения указанного решения. В случае обнародования закона области до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации данное обнародование не порождает правовых последствий.
7. Если в случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, закон области до его обнародования признан в порядке, установленном федеральным конституционным законом, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данный закон не может быть обнародован (если закон не был подписан Губернатором Тюменской области, он не может быть подписан), а Губернатор Тюменской области отзывает свою подпись под данным законом и возвращает его в Тюменскую областную Думу для исключения из него положений, которые привели к его признанию не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Статья 31. Повторное рассмотрение законов Тюменской области, отклоненных Губернатором Тюменской области
1. Закон Тюменской области, отклоненный Губернатором области и возвращенный в областную Думу, повторно рассматривается Тюменской областной Думой в соответствии с положениями настоящего Закона и Регламента областной Думы.
2. В случае отклонения закона Губернатором области предлагается новая редакция закона области или отдельных его разделов, глав, статей, их частей и пунктов, либо обосновывается нецелесообразность принятия данного закона Тюменской области, либо указывается на несоответствие отклоняемого закона области федеральному законодательству и законодательству Тюменской области.
3. При повторном рассмотрении закона Тюменской области на заседании областной Думы проводится обсуждение причин отклонения закона Тюменской области Губернатором области. Заключительное слово при обсуждении предоставляется Губернатору Тюменской области или его представителю.
4. По окончании обсуждения председательствующий на заседании областной Думы ставит на голосование предложение о принятии закона Тюменской области в редакции, предложенной Губернатором области, либо о согласии с обоснованием Губернатора области о нецелесообразности принятия данного закона Тюменской области.
Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Тюменской областной Думы.
5. Если решение, указанное в пункте 4 настоящей статьи, не принято, то председательствующий на заседании областной Думы ставит на голосование вопрос об одобрении отклоненного Губернатором области закона Тюменской области в ранее принятой редакции. Решение об одобрении закона Тюменской области в ранее принятой редакции принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.
6. В случае, если решение об одобрении закона Тюменской области в ранее принятой редакции не принято, создается согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий. Решение согласительной комиссии считается принятым, если по каждому предложению Губернатора области стороны пришли к единому мнению. По окончании работы согласительная комиссия представляет на повторное рассмотрение областной Думы закон Тюменской области в согласованной редакции с приложением протокола заседания согласительной комиссии и сравнительной таблицы поправок. Закон Тюменской области в согласованной редакции считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов областной Думы.
7. Принятый повторно на заседании областной Думы в прежней редакции закон подлежит подписанию и обнародованию Губернатором области в трехдневный срок с момента его поступления.
Статья 32. Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов
1. Законы области, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы.
2. Официальным опубликованием закона Тюменской области считается первая публикация его полного текста в одной из газет - "Тюменская правда", "Парламентская газета "Тюменские известия", "Тюменская область сегодня" - или первая публикация его полного текста на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru) в подразделе "Опубликование законов Тюменской области и иных нормативных правовых актов" раздела "Законодательство" либо на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
2.1. Официальным опубликованием нормативного правового акта Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области, исполнительного органа государственной власти Тюменской области считается первая публикация его полного текста в одной из газет - "Тюменская правда", "Парламентская газета "Тюменские известия", "Тюменская область сегодня" - или первая публикация его полного текста на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru) в подразделе "Опубликование законов Тюменской области и иных нормативных правовых актов" раздела "Законодательство" либо на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
2.2. Официальным опубликованием нормативного правового акта Тюменской областной Думы считается первая публикация его полного текста в одной из газет - "Тюменская правда", "Парламентская газета "Тюменские известия", "Тюменская область сегодня", а также в "Вестнике Тюменской областной Думы" или первая публикация его полного текста на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru) в подразделе "Опубликование законов Тюменской области и иных нормативных правовых актов" раздела "Законодательство" либо на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
3. Официальное опубликование законов и иных областных нормативных правовых актов не полностью либо в изложении не допускается.
4. Об ошибках или опечатках, допущенных в текстах законов или иных областных нормативных правовых актов области при их официальном опубликовании в каком-либо издании, публикуется официальное извещение с указанием правильного прочтения либо приведением полного текста закона или иного областного нормативного правового акта в правильной редакции.
5. Если областной нормативный правовой акт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то официальному опубликованию подлежат только его наименование, реквизиты, а также положения, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну.
6. Официальными являются тексты законов и иных нормативных правовых актов Тюменской области:
1) опубликованные в средствах массовой информации в соответствии с частями 2 - 2.2 настоящей статьи;
2) внесенные в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации), размещенный на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в подразделе "Информационно-правовая система "Законодательство России" раздела "Законодательство России";
3) содержащиеся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, доступ к которым обеспечивается через портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo.minjust.ru, http://право-минюст.рф).
Глава 6. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ, ИНЫХ ОБЛАСТНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ И НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Статья 33. Порядок вступления в силу законов области
1. Закон области вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если федеральным законом и (или) самим законом области не установлен другой порядок вступления его в силу.
2 - 3. Утратили силу. - Закон Тюменской области от 03.10.2022 N 40.
Статья 34. Порядок вступления в силу иных областных нормативных правовых и ненормативных правовых актов
1. Постановления областной Думы вступают в силу со дня их принятия, если в самих постановлениях не указан иной срок.
2. Нормативные правовые акты Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области, исполнительных органов государственной власти Тюменской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если в тексте акта не предусмотрен иной порядок вступления в силу. Порядок вступления в силу ненормативных правовых актов Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области, исполнительных органов государственной власти Тюменской области определяется Правительством Тюменской области.
3. Постановления областной Думы, нормативные правовые акты Губернатора области и Правительства Тюменской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять календарных дней со дня, следующего за днем их официального опубликования.
4. Вступивший в силу областной нормативный правовой и ненормативный правовой акт, принятый в пределах компетенции соответствующего нормотворческого органа области, обязателен для исполнения всеми находящимися в области государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами, гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами Тюменской области.
Статья 35. Действие нормативных правовых и ненормативных правовых актов области во времени
1. Действие нормативных правовых и ненормативных правовых актов области начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими юридической силы.
2. Нормативные правовые и ненормативные правовые акты Тюменской области действуют, как правило, бессрочно, но могут приниматься также и на определенный период времени. Определенным периодом времени может быть ограничено действие отдельных положений нормативных правовых и ненормативных правовых актов области.
Статья 36. Обратная сила закона, иного нормативного правового и ненормативного правового акта области
1. Закону, иному областному нормативному правовому и ненормативному правовому акту может быть решением соответствующего нормотворческого органа области придана обратная сила.
2. Придание обратной силы не допускается, если закон, иной областной нормативный правовой и ненормативный правовой акт:
а) вводят новые налоги, иные обязательные платежи в областной бюджет или ухудшают положение налогоплательщиков;
б) устанавливают или отягчают меры административной ответственности физических и юридических лиц;
в) устанавливают обязанности граждан и юридических лиц.
Статья 37. Приостановление действия нормативного правового и ненормативного правового акта области
1. Действие нормативного правового и ненормативного правового акта области или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события.
2. Действие нормативного правового и ненормативного правового акта области приостанавливается актом того же вида, принятым (изданным) органом или должностным лицом, его принявшим (издавшим).
3. Действие нормативного правового и ненормативного правового акта области может быть также приостановлено актом, изданным иным органом (должностным лицом), наделенным такими правами действующим законодательством.
Статья 38. Основания прекращения действия закона, иного нормативного правового и ненормативного правового акта
1. Закон, иной нормативный правовой и ненормативный правовой акт прекращают свое действие в случаях:
1) истечения срока действия нормативного правового и ненормативного правового акта;
2) признания нормативного правового и ненормативного правового акта утратившим силу органом, принявшим этот акт;
3) в иных случаях в соответствии с действующим законодательством.
2. Одновременно с утратой нормативным правовым и ненормативным правовым актом юридической силы юридическую силу утрачивают также нормативные правовые и ненормативные правовые акты (отдельные положения нормативных правовых и ненормативных правовых актов), которыми были внесены изменения и (или) дополнения в нормативный правовой и ненормативный правовой акт, утративший силу.
При признании нормативного правового и ненормативного правового акта утратившим силу органом, принявшим этот акт, указывается перечень нормативных правовых и ненормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в этот акт, которые также утрачивают силу.
Глава 7. ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНОВ, ИНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ
Статья 39. Понятие толкования законов, иных областных нормативных правовых актов
1. Толкование законов, иных областных нормативных правовых актов есть властно-обязательное разъяснение законов, иных областных нормативных правовых актов или их предписаний правомочным нормотворческим органом области.
2. Толкование законов и иных областных нормативных правовых актов производится в случае противоречивой практики их применения.
3. Результатом толкования закона и иного областного нормативного правового акта должна быть полная определенность в правоприменительной практике.
4. В процессе толкования не допускается внесение в толкуемые законы, иные областные нормативные правовые акты поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний. Распространительное и ограничительное толкования допускаются лишь в случаях явного расхождения смысла и текста закона (областного нормативного правового акта).
Статья 40. Толкование законов области и постановлений областной Думы
1. Толкование вступивших в силу законов области вправе давать только Тюменская областная Дума как по собственной инициативе, так и по запросам Губернатора области и иных субъектов права законодательной инициативы в областной Думе.
2. Текст толкования законов области готовится комитетом по государственному строительству и местному самоуправлению совместно с правовым управлением областной Думы с последующим рассмотрением на заседании Думы.
3. Толкование постановлений областной Думы осуществляется в порядке, установленном Регламентом областной Думы.
Статья 41. Толкование нормативных правовых актов Губернатора области, Правительства Тюменской области, исполнительных органов государственной власти Тюменской области
Толкование нормативных правовых актов Губернатора области, Правительства Тюменской области, исполнительных органов государственной власти Тюменской области осуществляется в порядке, установленном Правительством области.
Глава 8. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И УЧЕТ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ И НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОБЛАСТИ
Статья 42. Систематизация нормативных правовых и ненормативных правовых актов области
Систематизация нормативных правовых и ненормативных правовых актов области - деятельность нормотворческих органов области по приведению нормативных правовых и ненормативных правовых актов области в единую упорядоченную систему путем подготовки и издания собраний и сборников нормативных правовых и ненормативных правовых актов области, подготовки и принятия укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу, а также подготовки и принятия новых актов (кодексов), включающих как нормы прежних актов, так и новые предписания.
Статья 43. Учет нормативных правовых и ненормативных правовых актов области
1. Все законы, иные областные нормативные правовые и ненормативные правовые акты подлежат государственному учету.
2. Государственный учет включает в себя централизованный сбор и регистрацию законов, иных областных нормативных правовых и ненормативных правовых актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов, а также централизованную информацию об этих актах.
3. Порядок государственного учета законов, иных областных нормативных правовых и ненормативных правовых актов определяется соответствующим нормотворческим органом.
Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 44. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Тюменской области от 04.11.96 N 54 "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области";
Закон Тюменской области от 25.04.97 N 84 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области";
Закон Тюменской области от 25.07.97 N 111 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области";
Закон Тюменской области от 10.12.97 N 134 "О внесении изменения в Закон Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области";
Закон Тюменской области от 20.04.98 N 14 "О внесении изменений и дополнений в Закон Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области";
Закон Тюменской области от 08.07.99 N 124 "О внесении дополнения в Закон Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области";
Закон Тюменской области от 06.05.2000 N 181 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области".
Губернатор области
С.С.СОБЯНИН
г. Тюмень
7 марта 2003 года
N 121