Правовые акты Тюменской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Тюменской области от 12.03.2001 N 276 "Об основах организации и деятельности Тюменской областной Думы"

 

12 марта 2001 года

N 276

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Тюменская область

 

ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ОБ ОСНОВАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

 

Принят областной Думой 27 февраля 2001 года

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Тюменская областная Дума

 

Тюменская областная Дума (далее - областная Дума) является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Тюменской области.

Областная Дума осуществляет правовое (законодательное) регулирование на территории области в рамках полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Тюменской области (далее - Устав области), нормативными правовыми актами Тюменской области, договорами с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, а также с другими субъектами Российской Федерации.

Областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

 

Статья 2. Принципы деятельности областной Думы

 

Областная Дума в своей деятельности основывается на принципах:

а) обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

б) государственной и территориальной целостности Российской Федерации и Тюменской области;

в) верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов на территории области;

г) распространения суверенитета Российской Федерации на территорию Тюменской области;

д) единства системы публичной власти;

е) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

ж) самостоятельности в решении вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности;

з) признания и гарантированности местного самоуправления, его самостоятельности в пределах своих полномочий;

и) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Тюменской области;

к) иных установленных федеральным законодательством и Уставом Тюменской области принципах деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации.

 

Статья 2.1. Стратегия деятельности Тюменской областной Думы

 

Деятельность областной Думы осуществляется в соответствии со Стратегией деятельности Тюменской областной Думы, утверждаемой на созыв постановлением областной Думы в соответствии с Регламентом Тюменской областной Думы.

Стратегия деятельности Тюменской областной Думы определяет приоритетные задачи и направления деятельности областной Думы с учетом основных целей и приоритетов социально-экономического развития Тюменской области.

Порядок разработки, утверждения, а также осуществления контроля за реализацией Стратегии деятельности Тюменской областной Думы определяется Регламентом Тюменской областной Думы.

 

Статья 3. Принципы отношений между областной Думой и органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа

 

Отношения между областной Думой и органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа строятся в соответствии с принципами:

а) признания, уважения и защиты прав и свобод граждан, обеспечения их благосостояния;

б) самостоятельности области и автономных округов как субъектов Российской Федерации в осуществлении государственной, экономической и социальной политики в пределах их исключительных полномочий;

в) равноправия, взаимоуважения и стремления к достижению общего благополучия и развития области и автономных округов;

г) взаимоинформированности и согласованности действий, затрагивающих интересы области и автономных округов;

д) соблюдения договоров и соглашений и ответственности за их выполнение;

е) единства территории и населения области.

 

Статья 4. Формы координации деятельности Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа

 

В целях координации деятельности Тюменская областная Дума, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа используют следующие формы взаимодействия:

а) совместные заседания Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа;

б) Совет Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа;

в) другие формы взаимодействия.

 

Статья 5. Тюменская областная Дума обладает правами юридического лица

 

Тюменская областная Дума обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, гербовую печать, самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в судах.

 

Глава II. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

 

Статья 6. Депутат областной Думы

 

1. Депутаты областной Думы избираются сроком на 5 лет гражданами Российской Федерации, обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом и проживающими на территории Тюменской области, включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Областная Дума состоит из 48 депутатов. Из них 24 депутата избираются по спискам кандидатов, выдвинутым избирательными объединениями, и 24 депутата - по одномандатным избирательным округам.

Порядок участия депутатов в деятельности фракций, порядок формирования и деятельности фракций и других депутатских объединений устанавливается Законом Тюменской области "О статусе депутата Тюменской областной Думы" и Регламентом Тюменской областной Думы.

Порядок выборов депутатов устанавливается избирательным законодательством.

Абзац утратил силу. - Закон Тюменской области от 28.12.2015 N 147.

В областной Думе на профессиональной (постоянной) основе (далее - профессиональная основа) могут осуществлять депутатскую деятельность не более 24 депутатов областной Думы.

2.1. На профессиональной основе в областной Думе осуществляют депутатскую деятельность председатель областной Думы, первый заместитель председателя областной Думы.

Абзац утратил силу. - Закон Тюменской области от 23.09.2016 N 75.

2.2. Заместитель (заместители) председателя областной Думы, председатели комитетов, постоянной комиссии областной Думы могут осуществлять свою деятельность в областной Думе как на профессиональной основе, так и без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе) (далее - без отрыва от основной деятельности).

Решение о замещении указанных должностей на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности принимается областной Думой при избрании (утверждении) их на указанные должности на основании письменного заявления депутата областной Думы на имя председателя областной Думы и оформляется постановлением областной Думы.

2.3. Право осуществления депутатской деятельности на профессиональной основе предоставляется не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в областной Думе в соответствии с требованиями части 4 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

2.4. Депутаты областной Думы, не указанные в частях 2.1 и 2.2 настоящей статьи, желающие осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной основе, подают письменное заявление на имя председателя областной Думы.

Председатель областной Думы направляет поступившие заявления в комитет областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению для предварительного рассмотрения и внесения вопроса на заседание областной Думы. Решение об осуществлении депутатом областной Думы депутатской деятельности на профессиональной основе принимается открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы и оформляется постановлением областной Думы.

Депутат областной Думы считается осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной основе со дня, указанного в постановлении областной Думы.

2.5. Если число депутатов областной Думы, подавших заявления об осуществлении депутатской деятельности на профессиональной основе, превышает число депутатов областной Думы, установленное частью 2 настоящей статьи, то решение об осуществлении депутатской деятельности на профессиональной основе принимается исходя из профессиональных, деловых и иных личных качеств каждого депутата областной Думы с учетом мнения депутатских фракций по результатам рейтингового голосования, проводимого в порядке, установленном Регламентом Тюменской областной Думы, и оформляется постановлением областной Думы.

3. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий в соответствии с федеральным законом, Уставом Тюменской области и Избирательным кодексом (Законом) Тюменской области пассивным избирательным правом.

4. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 26.10.2022 N 56.

5. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 20.02.2012 N 4.

 

Статья 7. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью

 

1. В течение срока своих полномочий депутат областной Думы не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сенатором Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Тюменской области, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы Тюменской области, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. В случае если деятельность депутата областной Думы осуществляется на профессиональной основе, указанный депутат не может:

- участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении;

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

3. Депутат областной Думы не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

4. Депутат не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

5. На депутатов областной Думы в течение срока их полномочий распространяются и иные ограничения, установленные федеральным законодательством.

 

Статья 8. Заседание Тюменской областной Думы

 

Основной формой деятельности областной Думы является заседание областной Думы, которое может проводиться с использованием системы видео-конференц-связи. Порядок проведения заседания областной Думы устанавливается Регламентом Тюменской областной Думы.

 

Статья 9. Иные формы работы областной Думы

 

Наряду с заседаниями Думы проводятся заседания комитетов, постоянных комиссий и Совета Тюменской областной Думы (далее - Совет областной Думы), депутатские слушания, заседания согласительных комиссий, конференции, круглые столы и другие мероприятия.

Компетенция, порядок формирования и деятельности комитетов, постоянных комиссий областной Думы, Совета областной Думы определяются настоящим Законом и Регламентом Тюменской областной Думы.

 

Статья 10. Порядок подготовки, внесения вопросов на заседания областной Думы и их рассмотрения

 

Порядок подготовки, внесения вопросов на заседание Думы и их рассмотрения, заслушивания информации должностных лиц органов исполнительной власти области, рассмотрения депутатских запросов, проектов решений Думы, голосования, другие вопросы организации работы областной Думы и ее органов, а также ответственность депутатов за систематическое неучастие в работе заседаний Думы и ее органов без уважительных причин определяются в соответствии с Регламентом областной Думы.

Подготовка, рассмотрение и принятие областных законов осуществляются в соответствии с Законом Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия правовых актов Тюменской области".

 

Статья 11. Председатель Тюменской областной Думы

 

1. Работу Тюменской областной Думы организует ее председатель.

2. Председатель областной Думы избирается на ее заседании из числа депутатов тайным голосованием большинством от установленного числа депутатов на срок полномочий законодательного органа.

3. Порядок избрания на должность председателя областной Думы и порядок досрочного освобождения от занимаемой должности председателя областной Думы устанавливаются Регламентом Тюменской областной Думы.

4. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 26.10.2022 N 56.

5. Председатель областной Думы:

а) председательствует на заседаниях областной Думы, Совета областной Думы и организует их подготовку;

б) издает распоряжения в соответствии с Уставом Тюменской области и полномочиями, предоставленными ему настоящим Законом и Регламентом областной Думы:

- о распределении обязанностей между первым заместителем и заместителями председателя областной Думы;

- о Положении об общественной приемной депутата областной Думы;

- по организационным вопросам работы областной Думы;

- по иным вопросам в соответствии с действующим законодательством;

в) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата областной Думы;

г) назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата областной Думы, заместителей руководителя аппарата областной Думы, руководителей структурных подразделений аппарата областной Думы и других работников аппарата областной Думы в соответствии с действующим законодательством;

д) вносит предложения в Совет областной Думы об изменении структуры и штатной численности аппарата областной Думы, устанавливает социальные гарантии лицам, занимающим должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы;

е) представляет Думу во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, с Губернатором области, органами судебной власти, Счетной палатой области, прокуратурой области, Избирательной комиссией области, органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, находящимися на территории области и других субъектов Российской Федерации, с Ассоциацией экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона, Межрегиональной ассоциацией "Сибирское соглашение", другими межрегиональными ассоциациями, общественными объединениями, с парламентами иностранных государств (земель, штатов);

ж) участвует в согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти области и органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа;

з) направляет поступивший в областную Думу законопроект и материалы к нему в комитеты и постоянные комиссии в соответствии с вопросами их ведения;

з.1) вносит на рассмотрение областной Думы проект постановления областной Думы по организационным вопросам деятельности аппарата областной Думы;

и) обращается при необходимости в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, другие государственные органы и организации, к независимым экспертам для юридической экспертизы законопроектов;

к) подписывает постановления и иные документы Думы, а также договоры гражданско-правового характера;

л) подписывает от имени областной Думы исковые заявления, направляемые в суды, другие заявления и обращения Думы;

м) принимает по согласованию с комитетами и постоянными комиссиями решение о проведении выездных заседаний областной Думы;

н) является постоянным участником работы Совета Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа;

о) выполняет иные функции согласно постановлению Думы.

6. Депутаты областной Думы большинством голосов от числа присутствующих на заседании областной Думы депутатов вправе отменить любое распоряжение, поручение председателя Думы.

7. Председатель областной Думы вносит в проект повестки дня заседания областной Думы вопрос об избрании первого заместителя, заместителей председателя областной Думы.

8. Председатель областной Думы, или по его поручению один из его заместителей, представляет областной Думе доклад о деятельности областной Думы за год.

 

Статья 12. Заместители председателя областной Думы

 

1. Первый заместитель, заместители председателя областной Думы избираются тайным голосованием на заседании областной Думы по представлению председателя областной Думы из числа депутатов на срок полномочий областной Думы.

2. Первый заместитель, заместители председателя областной Думы исполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, установленным нормативными правовыми актами областной Думы.

В случае отсутствия председателя или невозможности выполнения им своих обязанностей функции председателя областной Думы исполняет первый заместитель председателя областной Думы или один из заместителей председателя областной Думы на основании нормативного правового акта областной Думы.

 

Статья 12.1. Совет областной Думы

 

1. Совет областной Думы является постоянно действующим коллегиальным координационным органом и создается для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с правотворческой, контрольной и организационной деятельностью областной Думы.

2. В состав Совета областной Думы входят председатель областной Думы, первый заместитель председателя областной Думы, заместители председателя областной Думы, руководители депутатских фракций.

При включении в повестку дня заседания Совета областной Думы вопросов, относящихся к компетенции комитетов, постоянных комиссий, на заседание Совета областной Думы приглашаются председатели комитетов, постоянных комиссий с правом решающего голоса.

3. Совет областной Думы осуществляет следующие полномочия:

1) утверждает проект повестки дня заседания областной Думы;

2) вносит предложения областной Думе о рассмотрении вопросов на заседании областной Думы;

3) принимает решение о рассмотрении на заседании областной Думы информаций о реализации законов Тюменской области;

4) рассматривает проекты федеральных законов, поступившие в областную Думу из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, и готовит отзывы на указанные проекты федеральных законов;

5) рассматривает вопросы о поддержке либо отклонении поступившей в областную Думу законодательной инициативы, вносимой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации иными субъектами Российской Федерации, рассматривает иные обращения законодательных органов субъектов Российской Федерации;

6) организует подготовку к рассмотрению на заседании областной Думы ежегодного отчета Губернатора Тюменской области о результатах деятельности Правительства Тюменской области, утверждает перечень вопросов областной Думы Губернатору Тюменской области о деятельности Правительства Тюменской области;

7) принимает решение по инициативе комитетов, постоянных комиссий областной Думы о проведении совместных заседаний комитетов, постоянных комиссий областной Думы по вопросам, входящим в компетенцию двух и более комитетов, постоянных комиссий областной Думы;

8) после предварительного рассмотрения комитетами, постоянными комиссиями областной Думы предложений в проекты планов работы областной Думы рассматривает и вносит проекты плана работы областной Думы на очередной год и отдельных планов, предусмотренных Регламентом Тюменской областной Думы, на рассмотрение областной Думы;

9) принимает решения о предварительном согласовании проектов планов работы комитетов, постоянных комиссий областной Думы;

10) рассматривает вопросы организационного обеспечения деятельности областной Думы в соответствии с правовыми актами Тюменской области;

11) по предложению председателя областной Думы рассматривает вопросы финансово-хозяйственного обеспечения деятельности областной Думы в соответствии с правовыми актами Тюменской области;

11.1) рассматривает проект Концепции информационной политики Тюменской областной Думы;

11.2) рассматривает ежегодный план мероприятий по реализации приоритетных направлений информационной политики областной Думы и отчет о его выполнении;

11.3) рассматривает ежегодный план социологических исследований и отчет о его выполнении;

11.4) заслушивает информацию о размещении государственных заказов на оказание информационных услуг, выполнение работ по проведению социологических исследований;

11.5) вносит предложения по совершенствованию информационной политики областной Думы;

11.6) утверждает структуру и штатную численность аппарата областной Думы;

12) выполняет иные полномочия по поручению областной Думы и председателя областной Думы.

 

Статья 13. Порядок формирования и основные полномочия комитетов и постоянных комиссий Думы

 

В соответствии с Уставом Тюменской области областная Дума образует из числа депутатов комитеты и постоянные комиссии областной Думы.

Комитеты, постоянные комиссии Думы - постоянно действующие органы областной Думы, созданные с целью обеспечения ее полномочий в сфере законотворческой деятельности и контроля.

К ведению комитетов и постоянных комиссий относятся:

а) обеспечение подготовки законопроектов, их предварительное рассмотрение и подготовка к рассмотрению областной Думой;

б) принятие решений на основе заключений о соответствии вносимого законопроекта требованиям, предъявляемым к нему Регламентом областной Думы;

в) осуществление сбора и обобщение поправок к рассматриваемым в комитетах и постоянных комиссиях проектам нормативных правовых актов;

г) иные полномочия в соответствии с Регламентом областной Думы.

 

Статья 14. Депутатские объединения

 

В областной Думе могут создаваться постоянные и временные депутатские группы, депутатские фракции и иные добровольные депутатские объединения. Порядок образования, полномочия и процедура регистрации депутатских объединений определяются Регламентом областной Думы.

 

Статья 14.1. Порядок участия политических партий, не представленных в областной Думе, в ее пленарных заседаниях

 

1. Политические партии, не представленные в областной Думе, вправе не менее одного раза в год участвовать в ее пленарном заседании.

2. Подготовка вопросов и порядок их рассмотрения на пленарном заседании областной Думы, указанном в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Регламентом областной Думы.

3. На пленарное заседание, указанное в части 1 настоящей статьи, приглашаются представители всех политических партий, не представленных в областной Думе, независимо от того, действуют ли на территории Тюменской области региональные отделения таких политических партий. Неучастие политической партии в соответствующем пленарном заседании не является основанием для проведения дополнительного пленарного заседания с ее участием.

4. Решение об участии политической партии, не представленной в областной Думе, в пленарном заседании, указанном в части 1 настоящей статьи, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени политической партии на соответствующем пленарном заседании, принимается в порядке, установленном частью 4 статьи 26.2 Федерального закона "О политических партиях".

 

Статья 15. Формы депутатской деятельности

 

Основными формами депутатской деятельности являются:

а) участие в заседаниях областной Думы;

а.1) участие в заочном голосовании;

б) участие в работе соответствующих комитетов, постоянных и согласительных комиссий;

в) выполнение или участие в выполнении поручений Тюменской областной Думы, ее председателя, заместителей председателя, председателя комитета и председателя постоянной комиссии;

г) участие в парламентских слушаниях;

д) обращение с депутатскими запросами;

е) работа с избирателями в округе.

Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных областными законами и Регламентом Думы.

 

Статья 15.1. Утратил силу. - Закон Тюменской области от 21.02.2020 N 4.

 

Статья 16. Обязанности депутата

 

1. Депутаты в соответствии с областным законодательством и Регламентом областной Думы обязаны своевременно изучать вопросы, вносимые на заседания комитетов, постоянных комиссий и областной Думы, участвовать в их разработке и обсуждении, осуществлять прием избирателей, отчитываться перед ними и коллективами, выдвинувшими их в качестве кандидатов в депутаты.

2. О невозможности присутствовать на заседании комитета или постоянной комиссии по уважительной причине депутат областной Думы заблаговременно информирует председателя комитета или постоянной комиссии.

3. Депутаты, осуществляющие депутатскую деятельность на профессиональной основе, осуществляют свои полномочия в соответствии с порядком, установленным в Думе: организуют подготовку материалов и документов на заседания комитетов и постоянных комиссий; регулярно выступают в средствах массовой информации по вопросам законодательной деятельности; по поручению председателя областной Думы представляют ее в других органах государственной власти и местного самоуправления, выполняют иные поручения председателя областной Думы.

 

Статья 17. Взаимоотношения депутата областной Думы с избирателями

 

Депутат областной Думы поддерживает связь с избирателями и исполняет наказы избирателей в соответствии с действующим законодательством. При работе с избирателями других округов он должен согласовывать свои действия с депутатами областной Думы, избранными от этих округов.

Депутат областной Думы принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей: рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

 

Статья 18. Аппарат областной Думы

 

Для осуществления законотворческой и контрольной функций, а также информационного, материального, финансового, организационно-технического обеспечения деятельности областной Думы создается на профессиональной основе аппарат областной Думы.

Деятельность аппарата областной Думы осуществляется в соответствии с Регламентом Тюменской областной Думы.

Структура, штатная численность аппарата областной Думы утверждаются решением Совета областной Думы.

 

Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

 

Статья 19. Законодательная деятельность областной Думы

 

Тюменская областная Дума в законодательной сфере осуществляет следующие полномочия:

1. Принимает Устав Тюменской области, изменения к нему и иные законы Тюменской области.

2. Осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Тюменской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Тюменской области в пределах своих полномочий.

3. Принимает законы Тюменской области по вопросам:

а) утверждения областного бюджета и отчета об его исполнении;

б) установления в соответствии с Уставом Тюменской области основ организации и деятельности областной Думы;

в) установления порядка проведения выборов в органы местного самоуправления в Тюменской области в пределах полномочий, определенных федеральным законом;

г) утверждения порядка осуществления стратегического планирования в Тюменской области;

д) установления, введения в действие (прекращения действия) налогов и сборов, определения налоговых ставок (ставок сборов), порядка и сроков уплаты налогов, сборов, установления (отмены) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

е) утверждения бюджета территориального государственного внебюджетного фонда области и отчета о его исполнении;

ж) установления порядка управления и распоряжения собственностью Тюменской области, в том числе акциями (долями участия, паями) Тюменской области в уставных (складочных) капиталах организаций;

з) утверждения заключения и расторжения договоров Тюменской области;

и) установления порядка назначения и проведения референдума Тюменской области;

к) установления порядка проведения выборов депутатов областной Думы, порядка проведения выборов Губернатора Тюменской области;

л) установления административно-территориального устройства Тюменской области и порядка его изменения;

л.1) наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Тюменской области в пределах полномочий, определенных федеральным законом;

м) утратил силу. - Закон Тюменской области от 26.10.2022 N 56;

н) установления административной ответственности за административные правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

о) образования новых, преобразования и упразднения существующих административно-территориальных образований, муниципальных образований и поселений;

п) по иным вопросам, относящимся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом и законами Тюменской области к ведению и полномочиям Тюменской области.

4. Принимает Закон Тюменской области, внесенный Губернатором Тюменской области, о роспуске представительного органа муниципального образования в случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания. Проект закона Тюменской области о роспуске представительного органа муниципального образования вносится Губернатором Тюменской области в областную Думу в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт.

5. Принимает Закон Тюменской области, внесенный Губернатором Тюменской области, о роспуске представительного органа муниципального образования в случае, если соответствующим судом установлено, что вновь избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания. Проект закона Тюменской области о роспуске представительного органа муниципального образования вносится Губернатором Тюменской области в областную Думу в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт.

 

Статья 20. Полномочия областной Думы по организационным вопросам и осуществлению контрольных функций

 

Постановления Тюменской областной Думы принимаются по следующим вопросам:

1) назначение выборов в областную Думу, выборов Губернатора области;

2) утратил силу. - Закон Тюменской области от 11.07.2012 N 62;

3) назначение областного референдума в случаях, предусмотренных областным законом о референдуме;

4) избрание и освобождение от должности председателя областной Думы, первого заместителя и заместителей председателя областной Думы;

5) образование и упразднение комитетов и постоянных комиссий областной Думы;

6) утверждение Стратегии деятельности Тюменской областной Думы, Регламента Тюменской областной Думы и решение вопросов внутреннего распорядка деятельности областной Думы;

7) досрочное прекращение полномочий депутатов областной Думы в случаях, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Тюменской области;

8) принятие решений об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, а также другие суды в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Тюменской области;

9) внесение на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, принятие которых находится в компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

9.1) рассмотрение проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусматривающих передачу осуществления указанных в части 1 статьи 46 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" полномочий федерального органа исполнительной власти, а также представление отзыва на них;

10) согласование кандидатур на должности руководителей территориальных федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;

11) присвоение звания "Почетный гражданин Тюменской области" по представлению Губернатора области;

12) назначение по представлению Губернатора области представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей;

13) утратил силу. - Закон Тюменской области от 11.06.2015 N 65;

14) назначение мировых судей;

15) назначение уполномоченного по правам человека в Тюменской области;

16) утратил силу. - Закон Тюменской области от 25.03.2021 N 11;

16.1) заслушивание информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Тюменской области;

17) назначение половины членов Избирательной комиссии области;

18) формирование областной Счетной палаты, назначение председателя, заместителя председателя и аудиторов областной Счетной палаты;

19) учреждение печатного средства массовой информации и сетевого издания для обнародования (официального опубликования) официальной информации;

20) толкование Устава области, областных законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых областной Думой;

21) награждение Почетной грамотой Тюменской областной Думы;

22) награждение Благодарственным письмом Тюменской областной Думы;

23) осуществление, в пределах полномочий, контроля за соблюдением и исполнением законов Тюменской области, исполнением бюджета Тюменской области, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Тюменской области, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Тюменской области;

24) участие в решении вопроса об изменении границы Тюменской области;

25) оформление иных решений по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", другими федеральными законами, Уставом Тюменской области, законами Тюменской области к ведению областной Думы.

 

Статья 21. Основы взаимодействия областной Думы с Губернатором Тюменской области и Правительством Тюменской области

 

1. В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную областная Дума и Губернатор Тюменской области осуществляют свои полномочия самостоятельно.

2. Областная Дума и Правительство Тюменской области взаимодействуют в установленных федеральным законом и законодательством Тюменской области формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития Тюменской области и в интересах ее населения.

3. Нормативные правовые акты Губернатора Тюменской области, Правительства Тюменской области направляются в областную Думу в сроки, установленные законом Тюменской области.

4. Областная Дума вправе обратиться к Губернатору Тюменской области или в Правительство Тюменской области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в части 3 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии указанных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации.

5. Губернатор Тюменской области вправе обратиться в областную Думу с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления областной Думы либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.

6. Областная Дума направляет Губернатору Тюменской области план законопроектных работ и проекты областных законов.

7. На заседаниях областной Думы и ее органов вправе присутствовать представители исполнительных органов Тюменской области в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области.

8. На заседаниях Правительства Тюменской области вправе присутствовать депутаты областной Думы.

 

Статья 22. Взаимодействие областной Думы и Губернатора Тюменской области в законотворческой деятельности

 

1. Тюменская областная Дума рассматривает и утверждает областной бюджет и отчет о его исполнении по представлению Губернатора Тюменской области.

2. По представлению Губернатора Тюменской области либо при наличии его заключения, представляемого в областную Думу в тридцатидневный срок, областной Думой рассматриваются проекты законов Тюменской области об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие проекты законов Тюменской области, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета.

 

Статья 23. Разрешение споров между Тюменской областной Думой и Губернатором Тюменской области

 

Споры между Тюменской областной Думой и Губернатором Тюменской области по вопросам их полномочий разрешаются на основании согласительных процедур в соответствии с Конституцией Российской Федерации, областным законодательством или в судебном порядке.

 

Статья 24. Право законодательной инициативы

 

Тюменская областная Дума обладает правом законодательной инициативы в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Правом законодательной инициативы в областной Думе обладают ее депутаты, комитеты и постоянные комиссии областной Думы, депутатские фракции, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранные в составе федерального списка кандидатов в региональной группе кандидатов, соответствующей Тюменской области, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранные по одномандатным избирательным округам, образованным в Тюменской области, сенаторы Российской Федерации - представители от Тюменской областной Думы и от исполнительного органа государственной власти Тюменской области, Губернатор области, Правительство области, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа, высшие должностные лица автономных округов, представительные органы местного самоуправления, прокурор области, а также Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, областной суд, Арбитражный суд области, Счетная палата области, Избирательная комиссия области в пределах их ведения, Общественная палата области и граждане, проживающие в Тюменской области, реализующие указанное право в порядке, установленном законом Тюменской области.

Проекты нормативных правовых актов, внесенные в порядке законодательной инициативы, перед рассмотрением областной Думой рассматриваются в комитетах и постоянных комиссиях областной Думы.

 

Статья 25. Право обжалования актов высших органов государственной власти Российской Федерации

 

Тюменская областная Дума вправе обжаловать нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти в суде или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии указанных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации.

 

Статья 26. Выражение недоверия Губернатору Тюменской области

 

Тюменская областная Дума в случаях и порядке, установленных Уставом Тюменской области, вправе выразить недоверие Губернатору Тюменской области.

 

Глава IV. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

 

Статья 27. Обязательность нормативных правовых актов Тюменской областной Думы

 

Нормативные правовые акты Тюменской областной Думы, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Невыполнение или нарушение нормативных правовых актов областной Думы, принятых в пределах ее полномочий, влечет ответственность, предусмотренную федеральными и областными законами.

 

Статья 28. Ответственность Тюменской областной Думы

 

Тюменская областная Дума несет ответственность за принятые ею решения и нормативные правовые акты в установленном законом порядке.

 

Статья 29. Прекращение полномочий Тюменской областной Думы

 

1. Полномочия областной Думы прекращаются досрочно в случае:

а) принятия областной Думой в порядке, предусмотренном законом Тюменской области, решения о досрочном прекращении ее полномочий;

б) роспуска областной Думы Губернатором Тюменской области по основаниям, предусмотренным частями 2 или 2.1 настоящей статьи;

в) вступления в силу решения Тюменского областного суда о неправомочности данного состава депутатов областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

г) роспуска областной Думы Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

2. Губернатор Тюменской области принимает решение о досрочном прекращении полномочий областной Думы в случае принятия ею Устава и (или) закона Тюменской области, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Тюменской области, Уставу Тюменской области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а областная Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

2.1. Губернатор Тюменской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий областной Думы в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранная в правомочном составе областная Дума в течение трех месяцев подряд не проводила заседание.

Губернатор Тюменской области вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий вновь избранной в правомочном составе областной Думы в случае, если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что областная Дума в течение трех месяцев со дня ее избрания в правомочном составе не проводила заседание.

Губернатор Тюменской области вправе принять решение, предусмотренное настоящей частью, в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.

3. Решение Губернатора Тюменской области о досрочном прекращении полномочий областной Думы принимается в форме постановления.

4. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий областной Думы назначаются внеочередные выборы в областную Думу в соответствии с федеральным законом и законом Тюменской области. Указанные выборы проводятся в сроки, предусмотренные федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

 

Статья 30. Финансирование деятельности Тюменской областной Думы

 

Финансирование расходов на содержание Тюменской областной Думы осуществляется по бюджетной смете, утвержденной председателем областной Думы в пределах средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий год.

 

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 31. Приведение областных нормативных актов в соответствие с настоящим Законом

 

В течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона должны быть приведены в соответствие противоречащие ему нормативные правовые акты органов государственной власти Тюменской области.

 

Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Статья 33. Переходный период

 

1. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 26.12.2008 N 87.

2. Пункт 1 статьи 7 настоящего Закона вступает в законную силу с 18 октября 2001 года.

3. Положения части 2 статьи 6, абзаца второго части 1 статьи 7 настоящего Закона не применяются к действующему составу Тюменской областной Думы третьего созыва.

 

Губернатор области

С.С.СОБЯНИН

г. Тюмень

12 марта 2001 года

N 276

Закон Тюменской области "Об основах организации и деятельности Тюменской областной Думы" от 12.03.2001 N 276