Закон Тюменской области от 06.10.2000 N 205 "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области"
6 октября 2000 года | N 205 |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тюменская область
ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
О СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ЗАЩИТЫ ИХ ПРАВ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят областной Думой 19 сентября 2000 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иными федеральными законами регулирует отношения, связанные с осуществлением в Тюменской области деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе
Понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральных законах "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и иных федеральных законах.
Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Основными задачами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
а) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих;
б) обеспечение гарантированной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, фактов жестокого обращения с несовершеннолетними.
2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является неотъемлемой частью социально-правовой политики в области и осуществляется на основе принципов:
а) законности и демократизма;
б) гуманного обращения с несовершеннолетними;
в) соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности на основе гласности;
г) обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;
д) поддержки семьи и взаимодействия с ней в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
е) индивидуализации мер по профилактической работе с несовершеннолетними;
ж) государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
з) сохранения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем и его родителях (иных законных представителях).
Статья 3. Областная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав
Областную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав составляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные органы исполнительной власти Тюменской области, органы местного самоуправления (далее - органы управления), организации, подведомственные вышеуказанным органам, органы службы занятости, органы внутренних дел, а также иные органы и организации, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
Координация деятельности органов и организаций областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав на областном уровне возлагается на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области, действующую на постоянной основе.
Граждане и должностные лица могут оказывать содействие органам и учреждениям, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также сообщать о безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, а также заблудившихся и подкинутых (найденных) несовершеннолетних.
Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области участвует в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции и в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 4. Полномочия органов и организаций областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав
Органы и организации областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав действуют в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Тюменской области.
Органы местного самоуправления городского округа, муниципального района в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение несовершеннолетних в которых не допускается.
Предложения органов местного самоуправления относительно мест, нахождение несовершеннолетних в которых не допускается, направляются в экспертную комиссию Тюменской области по оценке предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение несовершеннолетних без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних. После получения согласования с экспертной комиссией перечень мест утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Статья 5. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тюменской области составляют:
а) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области;
б) утратил силу. - Закон Тюменской области от 06.10.2005 N 410;
в) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственным полномочием по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 6. Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции на подведомственной территории:
1) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
3) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и иные вопросы, связанные с их обучением;
4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области;
5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области;
6) подготавливают и направляют в органы государственной власти Тюменской области и (или) органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Тюменской области, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Тюменской области и (или) на территории соответствующего муниципального образования;
7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с частью первой настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и организациями областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, другими органами и организациями, участвующими в пределах своей компетенции в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.
Органы и учреждения областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, другие органы и организации, участвующие в пределах своей компетенции в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2, 4, 6, 8 пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.
Статья 7. Создание и состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности устанавливается Правительством Тюменской области.
2. Структура и состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области устанавливаются Правительством Тюменской области.
3. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенные соответствующим государственным полномочием, создают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Структура и состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданных органами местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправления. Численность штатных работников этих комиссий определяется в пределах объема субвенций, предоставленных местным бюджетам на осуществление государственного полномочия по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 8. Направления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области в пределах своей компетенции:
а) принимает участие в разработке областных программ защиты прав и законных интересов, улучшения условий жизни, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности и правонарушений, контролирует реализацию этих программ;
б) принимает участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
в) регулярно информирует в установленной форме Губернатора области о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, о выявленных нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних на территории Тюменской области;
г) разрабатывает и вносит в соответствующие органы предложения по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности, беспризорности и правонарушений;
д) обобщает и распространяет опыт работы органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
е) изучает и анализирует состояние проблем, связанных с соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорностью и правонарушениями, выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей;
ж) вырабатывает согласованные подходы по приоритетным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, организует на областном уровне разработку соответствующих мероприятий;
з) оказывает информационно-методическое и иное содействие органам и организациям областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав;
з.1) является экспертной комиссией Тюменской области по оценке предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение несовершеннолетних без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, выдает заключения о согласовании предложений органов местного самоуправления об определении мест, нахождение несовершеннолетних в которых не допускается;
з.2) принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних;
и) осуществляет иную деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 9. Исключена. - Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 334.
Статья 10. Органы управления в сфере социальной поддержки и социального обслуживания и организации социального обслуживания
1. Органы управления в сфере социальной поддержки и социального обслуживания в пределах своих полномочий:
а) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
б) контролируют деятельность специализированных организаций для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных организаций и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных организаций;
в) внедряют в деятельность организаций и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации;
г) осуществляют иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
2. На территории Тюменской области создаются следующие организации социального обслуживания:
территориальные центры социальной помощи семье и детям;
центры психолого-педагогической помощи населению;
центры экстренной психологической помощи;
иные организации социального обслуживания.
Организации социального обслуживания осуществляют свою деятельность по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с уставами указанных организаций или положениями о них, в том числе:
а) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области;
б) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют в соответствии с индивидуальными программами социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь;
в) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в организациях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
г) осуществляют иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
3. Исключена. - Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 334.
Статья 11. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность
1. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, в том числе:
а) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства Тюменской области в области образования несовершеннолетних;
б) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также образовательных организаций, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным поведением;
в) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
г) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;
д) разрабатывают и внедряют в практику работы образовательных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
е) обеспечивают проведение мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;
ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, в соответствии с действующим законодательством:
а) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
б) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
в) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
г) обеспечивают организацию в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
д) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
3. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством:
а) принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;
б) принимают на срок, как правило, не более одного года для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или иных законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев;
в) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.
Статья 12. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа
1. В Тюменской области Правительством области могут создаваться специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов.
2. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов осуществляют деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами указанных учреждений.
Абзац утратил силу. - Закон Тюменской области от 28.09.2018 N 80.
Статья 13. Органы опеки и попечительства
Органы опеки и попечительства в пределах своих полномочий осуществляют деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, в том числе:
а) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования;
б) участвуют в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей;
в) принимают меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Должностные лица органов опеки и попечительства в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних используют полномочия, предоставленные законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области.
Статья 14. Органы управления по делам молодежи и организации органов управления по делам молодежи
Органы управления по делам молодежи в пределах своей компетенции:
а) участвуют в разработке и реализации программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
б) осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находящихся в их ведении клубов и иных организаций;
в) оказывают содействие детским и молодежным общественным объединениям, фондам и иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) участвуют в установленном порядке в финансовой поддержке на конкурсной основе общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
д) участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.
Органы управления по делам молодежи могут создавать в установленном порядке реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные организации.
Часть третья исключена. - Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 334.
Статья 15. Органы исполнительной власти в сфере здравоохранения и медицинские организации
1. Органы исполнительной власти в сфере здравоохранения в пределах своей компетенции организуют:
а) распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни;
б) развитие сети медицинских организаций, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь несовершеннолетним;
в) круглосуточный прием и содержание в медицинских организациях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;
г) медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;
д) выхаживание и содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с рождения и до достижения ими возраста четырех лет включительно, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;
е) оказание консультативной помощи работникам органов и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних;
ж) круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;
з) оказание специализированной медицинской помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении;
и) подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
к) выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении, в том числе проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;
л) выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.
2. Органы исполнительной власти в сфере здравоохранения информируют соответствующие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о медицинских организациях, осуществляющих функции, указанные в части 1 настоящей статьи.
Статья 16. Органы службы занятости
Органы службы занятости участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, в содействии трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательствами.
Статья 17. Органы внутренних дел
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17.1. Предупреждение причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию
1. В целях предупреждения причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию запрещается:
1) допуск (или нахождение) несовершеннолетних на объекты (на территории, в помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивные рестораны, винные бары, пивные бары, рюмочные, в другие места, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, для реализации и (или) использования только табачной продукции, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, и в иные места, определяемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
2) допуск (или нахождение) несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественные места, в том числе на улицы, в спортивные сооружения, в парки, в скверы, в транспортные средства общего пользования, на остановки общественного транспорта, в подвалы, на чердаки, на лестничные площадки, в лифты, на вокзалы, на объекты (на территории, в помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрены розничная продажа алкогольной продукции, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции либо использование кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, и в иные общественные места, определяемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних.
2. Ночным временем считается время с 22 до 6 часов местного времени - в период с 1 ноября по 31 марта и с 23 до 6 часов местного времени - в период с 1 апреля по 31 октября.
3. Родители (лица, их заменяющие), лица, осуществляющие мероприятия с участием несовершеннолетних, а также юридические лица или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, принимают меры по обеспечению запретов, установленных частью 1 настоящей статьи.
4. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 23.09.2016 N 64.
Статья 17.2. Порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих), лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения несовершеннолетнего и его доставления
1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их должностные лица, юридические лица и граждане, располагающие сведениями о несовершеннолетних, допущенных (или находящихся) на объекты, территории и в помещения, указанные в пункте 1 части 1 статьи 17.1 настоящего Закона, а также допущенных (или находящихся) в ночное время в общественные места, указанные в пункте 2 части 1 статьи 17.1 настоящего Закона, незамедлительно уведомляют об этом его родителей (лиц, их заменяющих) либо в случае, если уведомление его родителей и лиц, их заменяющих, не представляется возможным, сообщают о таких фактах в органы внутренних дел по месту фактического обнаружения несовершеннолетних. Уведомление родителей несовершеннолетних (лиц, их заменяющих) допускается в любой форме (как устной, так и письменной).
Должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по возможности - юридические лица и граждане, доставляют несовершеннолетних, указанных в части 1 статьи 17.1 настоящего Закона, родителям (лицам, их заменяющим) либо передают лицам, осуществляющим мероприятия с участием несовершеннолетних.
Порядок организации работы по реализации настоящего Закона определяется регламентами и иными нормативными правовыми и ненормативными правовыми актами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. В случае неустановления личности несовершеннолетнего и места его жительства, отсутствия у несовершеннолетнего родителей (лиц, их заменяющих), невозможности установления их личностей и местонахождения, невозможности надлежащего уведомления таких лиц об обнаружении несовершеннолетнего и иных препятствующих незамедлительному доставлению несовершеннолетнего обстоятельств, указанные должностные лица доставляют несовершеннолетних в возрасте до 4 лет - в специализированные медицинские организации; в возрасте от 4 до 18 лет - в учреждения для несовершеннолетних, обеспечивающих организацию работы с семьей и детьми системы социальной защиты, учреждения для несовершеннолетних системы образования.
3. Обо всех фактах обнаружения несовершеннолетних, допущенных (или находящихся) на объекты, территории и в помещения, указанные в пункте 1 части 1 статьи 17.1 настоящего Закона, а также допущенных (или находящихся) в ночное время в общественные места, указанные в пункте 2 части 1 статьи 17.1 настоящего Закона, и (или) доставления несовершеннолетних родителям (лицам, их заменяющим) либо передачи лицам, осуществляющим мероприятия с участием несовершеннолетних, должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних информируют органы внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту обнаружения несовершеннолетних в срок, не превышающий 72 часов.
По фактам обнаружения несовершеннолетних, допущенных (или находящихся) на объекты, территории и в помещения, указанные в пункте 1 части 1 статьи 17.1 настоящего Закона, а также допущенных (или находящихся) в ночное время в общественные места, указанные в пункте 2 части 1 статьи 17.1 настоящего Закона, должностные лица органов внутренних дел и районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в установленном законом порядке рассматривают вопрос о привлечении родителей (лиц, их заменяющих), юридических лиц, должностных и иных лиц к предусмотренной законом ответственности.
Статья 18. Основания применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают материалы о применении мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (иных законных представителей):
а) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (иных законных представителей), иных уполномоченных лиц;
б) по собственной инициативе;
в) по представлению органов опеки и попечительства, органов управления и организаций в сфере социальной поддержки и социального обслуживания, образования, здравоохранения, внутренних дел, работодателей, общественных объединений;
г) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние;
д) переданные в порядке административного производства.
Статья 19. Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним
По результатам проведенных проверок и рассмотрения материалов (дел) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом особенностей возраста, социального положения, поведения, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка могут применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия:
- объявить замечание, предупреждение;
- обязать принести извинение потерпевшему за причинение морального или материального ущерба;
- предложить несовершеннолетнему, достигшему четырнадцатилетнего возраста и имеющему самостоятельный заработок (доход), возместить потерпевшему имущественный ущерб или своим трудом устранить ущерб при наличии у несовершеннолетнего соответствующих трудовых навыков;
- передать несовершеннолетнего под надзор родителей (иных законных представителей);
- обратиться в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иным доходом;
- с согласия органа управления в сфере социальной поддержки и социального обслуживания ходатайствовать о приеме несовершеннолетнего в специализированную организацию для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- с согласия родителей (иных законных представителей) несовершеннолетнего и с согласия несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, направить его в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или в иную реабилитационную организацию при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в них;
- ходатайствовать перед судом о направлении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, и нуждающегося в особых условиях воспитания и специальном педагогическом подходе, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Статья 20. Меры воздействия, применяемые к родителям (иным законным представителям) несовершеннолетних
К родителям (иным законным представителям) несовершеннолетних, злостно не выполняющим обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применять следующие меры воздействия:
- объявить предупреждение, замечание;
- предложить возместить причиненный ущерб;
- привлечь к административной ответственности;
- при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего обратиться с ходатайством в органы опеки и попечительства о немедленном отобрании ребенка у родителей (иных законных представителей) или иных лиц, на попечении которых он находится;
- обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав;
- абзац утратил силу. - Закон Тюменской области от 07.07.2014 N 63.
Статья 20.1. Перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций
1. Перечень учреждений, указанный в пункте 2 статьи 25.1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", устанавливается Правительством Тюменской области.
2. Порядок осуществления перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, в пределах Тюменской области устанавливается Правительством Тюменской области.
Статья 21. Финансовое обеспечение областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав
1. Расходы на обеспечение осуществляемой в соответствии с настоящим Законом деятельности органов и организаций областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав финансируются в соответствии с действующим законодательством.
2. В соответствии с Федеральным законом Правительство Тюменской области вправе осуществлять расходы на решение вопросов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти Тюменской области федеральными законами, законами Тюменской области.
3. Деятельность, связанная с перевозкой в пределах Тюменской области несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций, финансируется в порядке, установленном Правительством Тюменской области в соответствии с законодательством.
Статья 22. Участие организаций в мероприятиях по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Организации, не входящие в областную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, могут:
а) организовать в пределах своей компетенции нравственное, эстетическое, физическое, патриотическое, трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних;
б) оказывать помощь многодетным семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, несовершеннолетним, нуждающимся в помощи государства;
в) содействовать социальной реабилитации несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений;
г) взаимодействовать в иной форме с органами областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, вносить предложения по ее совершенствованию.
2. Организациям, осуществляющим мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предоставляются льготы и компенсации, предусмотренные законодательствами Российской Федерации и Тюменской области.
3. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области на конкурсной основе вправе оказывать финансовую поддержку некоммерческим объединениям (организациям), осуществляющим меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо оказывающим социальные услуги семьям, детям, молодежи. Порядок проведения конкурса и порядок финансирования утверждаются Правительством области.
Статья 23. Обеспечение кадрами органов и организаций областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав
На работу в органы областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав принимаются граждане, имеющие соответствующее образование, а также способные по своим деловым, личным, нравственным качествам и состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Не могут быть приняты на работу лица, в отношении которых в соответствии с федеральным законодательством установлены ограничения на занятие трудовой деятельностью в соответствующей сфере.
Граждане, умышленно скрывшие при приеме на работу сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, подлежат увольнению.
Подготовка педагогических, медицинских, социальных и других специалистов для органов областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав осуществляется в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также в организациях дополнительного профессионального образования.
Статья 24. Ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение настоящего Закона
Должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждане несут ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение настоящего Закона в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Тюменской области.
Статья 25. Контроль за деятельностью органов и организаций областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав
Государственный контроль за деятельностью органов и организаций областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав осуществляется органами исполнительной власти Тюменской области в пределах своих полномочий и в порядке, установленном законодательством Тюменской области.
Ведомственный контроль за деятельностью органов и организаций областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами.
Статья 26. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
Л.Ю.РОКЕЦКИЙ
г. Тюмень
6 октября 2000 года
N 205