Правовые акты Тюменской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Закон Тюменской области от 07.05.1998 N 24 "О защите прав ребенка"

 

7 мая 1998 года

N 24

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Тюменская область

 

ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

О ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА

 

Принят областной Думой 27 апреля 1998 года

 

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и иными федеральными законами регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией в Тюменской области основных гарантий прав и законных интересов ребенка.

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральных законах "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

 

Статья 2. Право ребенка на защиту

 

Часть первая исключена. - Закон Тюменской области от 26.09.2006 N 493.

Каждый ребенок, независимо от гражданства, рождения в браке или вне брака, пола, возраста, языка, национальной принадлежности, состояния здоровья, социального и имущественного положения, убеждений, отношения к религии, имеет право на защиту своих прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Каждому ребенку гарантируются равные возможности для осуществления этого права во всех органах, включая судебные, независимо от воспитания ребенка в семье или соответствующей организации для детей.

Право ребенка на защиту обеспечивается субъектами, указанными в ст. 8 данного Закона.

 

Статья 3. Законодательство о защите прав ребенка

 

Законодательство о защите прав ребенка основывается на Конвенции ООН о правах ребенка и включает: Конституцию Российской Федерации, федеральное законодательство, Устав Тюменской области, настоящий Закон, другие законы и нормативные правовые акты Тюменской области, устанавливающие условия и порядок защиты прав ребенка.

Часть вторая исключена. - Закон Тюменской области от 26.09.2006 N 493.

Условия договоров Тюменской области с другими субъектами Российской Федерации и условия международных договоров Тюменской области, а также правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, не должны ущемлять права ребенка, предусмотренные настоящим Законом.

 

Статья 4. Цели и задачи Закона

 

Цель настоящего Закона - обеспечение высокого уровня правовой и социальной защиты детей в Тюменской области.

Задачами настоящего Закона являются:

а) обеспечение государственных гарантий защиты ребенка от любых форм дискриминации в обществе, семье, организации, осуществляющей образовательную деятельность, социальной среде, учитывая особенности его физического состояния, этапов возрастного и социального развития;

б) конкретизация обязанностей и ответственности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц как гарантов правовой и социальной защиты детей;

в) определение источников финансирования социальной поддержки детей и форм участия в их распределении государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц;

г) наиболее полный охват несовершеннолетних средним общим образованием.

 

Статья 5. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 20.12.2017 N 115.

 

Статья 6. Государственная политика Тюменской области в отношении детей

 

Государственная политика Тюменской области в отношении детей предусматривает:

а) первоочередное внимание к обеспечению интересов ребенка в любых сферах жизнедеятельности независимо от того, принимаются меры государственными или частными организациями;

б) разработку и исполнение областных целевых программ по охране и защите детей, профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений несовершеннолетних, а также других социальных мероприятий в интересах детей;

в) выделение из областного бюджета средств, необходимых для социальной поддержки детей;

г) обеспечение в соответствии с законодательством деятельности социальных служб по вопросам семьи, детей и мониторингу проблем детства;

д) целенаправленную пропаганду охраны и защиты прав и интересов ребенка;

е) создание правовых, социальных, экономических и экологических условий жизни детей в Тюменской области, обеспечивающих детям уровень жизни, необходимый для гармоничного физического и духовного развития;

ж) создание условий по наиболее полному охвату несовершеннолетних средним общим образованием.

 

Статья 7. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики Тюменской области в отношении детей

 

Финансирование областных мероприятий по реализации государственной политики в отношении детей осуществляется за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 8. Субъекты, осуществляющие защиту прав и охраняемых законом интересов ребенка

 

Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами, попечителями).

Функции правовой защиты ребенка выполняют, в пределах своей компетенции, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, другие органы, организации и службы, на которые законом возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних, а также организации и объединения, в уставах или положениях которых предусмотрены функции по защите прав детей.

Организации и граждане, которым станет известно о фактах нарушения прав и законных интересов детей, обязаны сообщить об этом в любой из органов, осуществляющих защиту прав ребенка, на основании действующего законодательства.

Органы государственной власти содействуют ребенку в самостоятельной реализации им своих прав и законных интересов в соответствии с возрастом и в пределах установленного для него законом объема дееспособности, обеспечивают проведение методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению установленных законодательством прав и обязанностей ребенка, порядка защиты его прав, а также поощрение ребенка за исполнение им своих обязанностей.

 

Глава II. ПРАВА И ОХРАНЯЕМЫЕ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА

 

Статья 9. Право ребенка на жизнь и воспитание в семье

 

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Воспитание в семье признается приоритетным, наилучшим образом отвечающим интересам ребенка, и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Ребенок имеет право на заботу со стороны родителей, право на общение с родственниками, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Части третья - четвертая исключены. - Закон Тюменской области от 26.09.2006 N 493.

Ребенку, лишившемуся родительского попечения, право на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области.

 

Статья 10. Право ребенка на образование

 

Каждый ребенок имеет право на образование, и ему гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения им образования данного уровня впервые, если Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" не установлено иное.

В Тюменской области защищается право ребенка на получение начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов.

Не допускаются не предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" ограничения при поступлении ребенка на соответствующий уровень образования в организации, осуществляющие образовательную деятельность. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, обязаны обеспечить каждому несовершеннолетнему возможность обучаться по образовательным программам среднего общего образования.

Получение среднего общего, дополнительного и всех уровней профессионального образования гарантируется системой организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих его в объемах, соответствующих образовательным потребностям населения.

Родители (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Частные образовательные организации оказывают образовательные услуги на договорной основе.

Для детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в специальных педагогических подходах, из областного бюджета выделяются дополнительные средства, гарантирующие получение ими образования на уровне установленных стандартов в порядке, определяемом Правительством области.

Для детей, проявивших особые способности и таланты, органы государственной власти и местного самоуправления могут создавать дополнительные условия для развития.

Ребенок имеет право на свободный выбор дополнительных образовательных услуг в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями.

Организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования и финансируемым из областного или местных бюджетов, частично возмещаются расходы на осуществление присмотра и ухода за детьми, содержание детей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области.

 

Статья 11. Право ребенка на охрану жизни и здоровья

 

Дети имеют право на экологическую защиту, обеспечение здорового образа жизни, эффективное лечение и реабилитацию в случае заболевания.

Условия содержания, обучения и воспитания детей должны соответствовать Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", за нарушение требований которого руководители детских учреждений, родители или иные законные представители ребенка, органы местного самоуправления несут предусмотренную законом ответственность.

Мероприятия по организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и меры социальной поддержки семей, имеющих детей, по обеспечению детей первого - второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания предоставляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области.

Часть четвертая исключена. - Закон Тюменской области от 26.09.2006 N 493.

Система государственного и муниципального здравоохранения гарантирует детям бесплатную, доступную и квалифицированную медицинскую помощь при осуществлении профилактических мер, вакцинопрофилактики, в случае заболевания, проведении реабилитационных мер, включая санаторно-курортное лечение. Уход за больными детьми осуществляется за счет средств социального страхования.

В соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи обеспечивается проезд ребенка и сопровождающего лица в медицинские организации по направлению органа исполнительной власти области в сфере здравоохранения.

Часть седьмая утратила силу. - Закон Тюменской области от 07.07.2014 N 64.

Родители или иные законные представители ребенка, умышленно не обратившиеся за медицинской помощью или отказавшиеся от нее, при нанесении вреда здоровью ребенка несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

 

Статья 12. Право ребенка на труд

 

Часть первая исключена. - Закон Тюменской области от 26.09.2006 N 493.

Реализация права ребенка на труд осуществляется в соответствии с трудовым законодательством.

В Тюменской области осуществляется разработка и реализация программ и мероприятий, направленных на создание условий для профессионального обучения несовершеннолетних и содействие в получении ими первичных профессиональных навыков.

 

Статья 13. Право ребенка на свободное выражение своих взглядов

 

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Ребенок вправе публично выражать свои взгляды по вопросам общественного устройства, морали и права как самостоятельно, так и посредством участия в детских, молодежных общественных объединениях.

 

Статья 14. Право ребенка на отдых, оздоровление и досуг

 

Для детей школьного возраста учебный процесс должен гармонично сочетаться с отдыхом. Исполнительные органы государственной власти Тюменской области осуществляют полномочия в сфере организации отдыха и оздоровления детей, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в том числе разработку и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на своем официальном сайте в сети Интернет.

Органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством осуществляют в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В целях содействия семейному воспитанию детей создаются условия для совместного отдыха родителей с детьми.

 

Статья 15. Право ребенка на сохранение своей индивидуальности

 

Каждый ребенок с момента рождения имеет право на гражданство, имя, семейные связи, определение и указание своей национальной принадлежности.

Указанные признаки устанавливаются родителями или иными законными представителями ребенка и могут быть изменены самим ребенком по достижении им установленного возраста. Для детей, рождение которых не было зарегистрировано в установленном порядке, признаки индивидуальности устанавливаются органом опеки и попечительства, органами исполнительной власти в сфере здравоохранения, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - судом.

 

Статья 16. Право ребенка на защиту чести, достоинства, неприкосновенности личности

 

Каждый ребенок имеет право на защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности.

Жестокое обращение с детьми, физическое и психическое насилие над детьми, вовлечение их в преступную деятельность, в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, приобщение к попрошайничеству, азартным играм, проституции, наркомании, токсикомании, использование психотропных веществ во вред здоровью ребенка запрещается. Лица, виновные в таких действиях, несут установленную законом ответственность.

В организациях, занимающихся воспитанием, образованием, лечением, медицинской и социальной реабилитации детей, дисциплина и порядок должны поддерживаться мерами, исключающими унижение или оскорбление ребенка.

Посягательство на честь и достоинство ребенка лицами, обязанными по роду своей деятельности осуществлять его обучение, воспитание, лечение и реабилитацию, влечет за собой установленную действующим законодательством ответственность.

Задержание, содержание под стражей применяются как исключительная мера в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Помещение несовершеннолетних в центры временной изоляции осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством.

В случае, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в орган опеки и попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка.

 

Статья 17. Право ребенка на свободу вероисповедания

 

Ребенок имеет право на свободу вероисповедания и защиту этого права от препятствий к его осуществлению, равно как и от принуждения к приобщению к религии. Родителям или иным законным представителям ребенка запрещается принуждать детей к участию в исполнении религиозных обрядов.

Образовательные и социальные организации не вправе обязывать обучающихся посещать занятия религиозного содержания. Религиозные образовательные организации не вправе удерживать своих учеников, изъявивших желание оставить обучение. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

 

Статья 18. Право ребенка на участие в молодежных и детских общественных объединениях

 

Ребенок имеет право на участие в детских и молодежных общественных объединениях в соответствии с действующим законодательством.

Органы власти содействуют деятельности тех общественных объединений, которые имеют целью развитие личности детей, их творческих задатков, социальной активности, приобщение к участию в культурной, спортивной жизни, организацию досуга, а также в целях охраны и защиты их прав. Участие детей в детских и молодежных общественных объединениях является добровольным и определяется их уставами, утвержденными в установленном порядке.

Деятельность указанных объединений не должна противоречить действующему законодательству, общественной безопасности и порядку, охране здоровья, нравственности, правам и свободам других лиц.

 

Статья 19. Право доступа ребенка к средствам массовой информации

 

Каждый ребенок имеет право доступа к средствам массовой информации и материалам, которые способствуют его социальному, духовному, физическому, психическому развитию.

Ребенок имеет право быть информированным о законодательстве в его интересах.

 

Статья 20. Право ребенка на содержание

 

Ребенок имеет право на получение содержания от родителей и других членов семьи, обязанных выплачивать алименты по семейному законодательству, в случае отказа добровольного содержания с родителей или членов семьи могут быть взысканы алименты в судебном порядке.

 

Статья 21. Имущественные и наследственные права ребенка

 

Ребенок обладает имущественными и наследственными правами в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 23. Право ребенка на жилище

 

Каждый ребенок имеет право на жилище.

Защита жилищных прав и охраняемых законом интересов в Тюменской области осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Тюменской области и настоящим Законом.

Часть третья исключена. - Закон Тюменской области от 26.09.2006 N 493.

Часть четвертая исключена. - Закон Тюменской области от 07.11.2014 N 87.

Часть пятая исключена. - Закон Тюменской области от 22.03.1999 N 96.

Защита жилищных прав ребенка при совершении сделок по отчуждению жилых помещений осуществляется органом опеки и попечительства, нотариатом, судом в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 24. Право ребенка на социальную поддержку

 

Ребенок имеет право на уровень материальной обеспеченности в пределах возможностей Российской Федерации и Тюменской области и установленного прожиточного минимума на детей.

Социальная помощь детям оказывается в виде:

а) выплаты пособий на детей в соответствии с действующим законодательством;

б) предоставления социальных услуг;

в) предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.

Части третья - четвертая исключены. - Закон Тюменской области от 26.09.2006 N 493.

Выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, попечительством, в приемных семьях, осуществляется в соответствии с Законом Тюменской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области".

 

Статья 25. Социальная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением детей, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях)

 

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на дополнительную защиту и социальную поддержку, оказываемую социальными службами для детей в соответствии с действующим законодательством.

Социальная поддержка таких детей осуществляется за счет средств областного бюджета, а также внебюджетных источников. Расходы на реализацию программ социальной поддержки включаются в объемы финансирования заинтересованных ведомств.

Права ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, на дополнительные расходы по обучению, воспитанию, содержанию и социальной адаптации реализуются в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами. Лица, ущемляющие данное право, подлежат ответственности в соответствии с главой IV настоящего Закона.

 

Статья 26. Права детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества. Для социальной поддержки и педагогической реабилитации таких детей органы управления социальной защиты населения и здравоохранения, органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают медицинские, реабилитационные организации и организации, осуществляющие образовательную деятельность, где дети получают адекватное их индивидуальным особенностям образование и воспитание.

Органы местного самоуправления вправе предоставлять детям с ограниченными возможностями здоровья льготы в форме дополнительного педагогического, психологического обслуживания и медицинского обеспечения, направленных на коррекцию отклонений личностного развития. С этой целью они могут создать реабилитационные центры для профессионального обучения и интеграции в общество детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

 

Статья 27. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

 

Права детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, охраняются государством. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Патронатное воспитание - передача детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя. Передача ребенка в семью патронатного воспитателя производится по решению органа опеки и попечительства на основании договора о патронатном воспитании, в котором определяются права и обязанности органа опеки и попечительства, патронатного воспитателя по воспитанию, образованию и содержанию ребенка, представлению и защите его прав и интересов.

Патронатные воспитатели:

а) обеспечивают безопасность, надлежащее содержание, образование и воспитание ребенка, переданного на патронатное воспитание в их семьи, уход за ним с соблюдением санитарно-гигиенических норм;

б) оказывают содействие органу опеки и попечительства, иным уполномоченным организациям в защите прав и законных интересов ребенка, переданного на патронатное воспитание;

в) незамедлительно информируют орган опеки и попечительства об обстоятельствах, влияющих на воспитание и развитие ребенка, переданного на патронатное воспитание;

г) самостоятельно определяют распорядок дня ребенка, переданного на патронатное воспитание;

д) представляют интересы ребенка, переданного на патронатное воспитание, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и в иных организациях;

е) осуществляют иные права и обязанности в отношении детей, переданных на патронатное воспитание.

Порядок организации патронатного воспитания, условия передачи детей на патронатное воспитание, размер и порядок выплаты патронатным воспитателям за осуществление их функций, выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на патронатное воспитание, устанавливаются Правительством области.

При отсутствии возможности передачи ребенка в семью на воспитание ребенок по решению органов опеки и попечительства передается временно, на период его устройства на воспитание в семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

 

Статья 28. Права детей, оказавшихся в экстремальных обстоятельствах

 

Дети, оказавшиеся в трудных жизненных обстоятельствах в связи с политическими или экологическими нарушениями среды обитания (беженцы и вынужденные переселенцы), а также временно утратившие семейные и родственные связи и не находящиеся в детских учреждениях, находятся под защитой государства.

Часть вторая утратила силу. - Закон Тюменской области от 07.11.2014 N 87.

Регистрация детей - беженцев и вынужденных переселенцев для обеспечения им социальной и правовой защиты осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Дети - беженцы и переселенцы, не утратившие семьи, имеют право на социальную поддержку. В соответствии с действующим законодательством им по месту фактического проживания оказывается содействие в устройстве в образовательную организацию, обеспечивается медицинская и лекарственная помощь.

Если ребенок потерял семью или оказался без надзора, в незамедлительном порядке принимаются меры по розыску родителей или родственников для соединения с ними. При невозможности устройства в семью такие дети имеют право на первоочередное обслуживание в социальных службах для детей в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 29. Меры, направленные на снижение уровня материнской и младенческой смертности и уменьшение количества случаев искусственного прерывания беременности

 

С целью снижения уровня материнской и младенческой смертности, уменьшения количества случаев искусственного прерывания беременности, распространения среди молодежи заболеваний, передаваемых половым путем, в Тюменской области реализуются мероприятия, финансируемые из областного бюджета.

Льготы и пособия, установленные действующим законодательством для беременных женщин, предоставляются им работодателями независимо от организационно-правовой формы.

Беременная женщина, не имеющая достаточных средств к существованию, имеет право на дополнительную социальную поддержку в соответствии с действующим законодательством.

Часть четвертая утратила силу. - Закон Тюменской области от 07.07.2014 N 64.

Искусственное прерывание беременности проводится в соответствии с действующим законодательством.

 

Глава III. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ЗАЩИТА ПРАВ

И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА

 

Статья 30. Представительство, защита прав и охраняемых Законом интересов детей законными представителями

 

Представительство и защита прав и охраняемых Законом интересов детей законными представителями осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 31. Защита прав и охраняемых Законом интересов детей органом опеки и попечительства

 

Защита прав и охраняемых Законом интересов детей органом опеки и попечительства осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 31.1. Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области

 

1. Должность Уполномоченного по правам ребенка в Тюменской области (далее - Уполномоченный) является государственной должностью Тюменской области.

Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Уполномоченный назначается на должность Губернатором Тюменской области по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка сроком на пять лет. Для согласования кандидатуры на должность Уполномоченного Губернатор Тюменской области направляет Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка сведения о кандидате на должность Уполномоченного не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий действующего Уполномоченного. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд.

Досрочное прекращение полномочий Уполномоченного осуществляется Губернатором Тюменской области по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Уполномоченный обязан соблюдать требования, запреты и ограничения, установленные действующим законодательством для лиц, замещающих государственные должности Тюменской области.

Уполномоченный освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона "О противодействии коррупции".

Для обеспечения деятельности Уполномоченного в исполнительном органе государственной власти Тюменской области, определяемом Губернатором Тюменской области, создается отдельное структурное подразделение.

Уполномоченный руководит работой структурного подразделения, осуществляющего обеспечение его деятельности, утверждает положение о нем и решает иные вопросы деятельности данного подразделения.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке, установленном Правительством Тюменской области.

2. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами, Уставом Тюменской области, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Тюменской области.

3. Уполномоченный осуществляет мониторинг и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей, содействует эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей, принимает в пределах своих полномочий меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей.

4. Основными задачами Уполномоченного являются:

1) обеспечение защиты прав и законных интересов детей в Тюменской области в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;

3) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами;

4) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Губернатору Тюменской области, в Тюменскую областную Думу, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка соответствующих предложений;

5) предупреждение нарушения прав и законных интересов детей, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;

6) участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать от территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) посещать территориальные органы федеральных государственных органов, органы государственной власти Тюменской области, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенные в Тюменской области;

3) посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;

4) обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

5) направлять в органы государственной власти Тюменской области и органы местного самоуправления мотивированные предложения об издании (принятии) нормативных правовых актов, о внесении в нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей, признании нормативных правовых актов утратившими силу или приостановлении их действия в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;

6) направлять Губернатору Тюменской области мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия актов органов исполнительной власти Тюменской области в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;

7) самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проводить проверку информации, изложенной в обращении на имя Уполномоченного, содержащем жалобу, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей;

8) участвовать в пределах своих полномочий в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Тюменской области;

9) безотлагательно быть принятым руководителями либо лицами, временно исполняющими их обязанности, иными должностными лицами территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенных в Тюменской области;

9.1) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям организаций, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение законных прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

10) иные права, предусмотренные федеральными законами и законами Тюменской области.

Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного влечет ответственность в соответствии с законодательством Тюменской области.

6. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 20.03.2019 N 23.

7. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Губернатору Тюменской области, в Тюменскую областную Думу и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей в Тюменской области, а также предложения о совершенствовании их правового положения.

Доклад о результатах деятельности Уполномоченного подлежит размещению на официальном портале органов государственной власти Тюменской области в сети Интернет.

 

Статья 32. Исключена. - Закон Тюменской области от 13.01.2001 N 251.

 

Статья 33. Защита прав и охраняемых законом интересов детей нотариатом

 

Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка при совершении нотариальных действий нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе, и нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Сделки по распоряжению имуществом, принадлежащим на праве собственности ребенку, а также сделки, направленные на отказ от принадлежащих ребенку прав, удостоверяются нотариусом после представления письменного разрешения органа опеки и попечительства.

Письменное разрешение органа опеки и попечительства требуется также для совершения сделок по отчуждению жилых помещений, в которых проживают оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника жилого помещения (статья 23 настоящего Закона), и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

При обнаружении нотариусом нарушения имущественных прав и интересов детей он отказывает в совершении нотариальных действий и обязан сообщить о нарушении прав ребенка в орган опеки и попечительства либо прокурору.

 

Статья 34. Защита прав и охраняемых законом интересов детей органами записи актов гражданского состояния

 

Защита прав и охраняемых законом интересов детей осуществляется органами записи актов гражданского состояния при регистрации рождения, установлении отцовства, усыновлении (удочерении), перемене имени и в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

 

Статья 35. Защита прав и охраняемых законом интересов детей комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав

 

Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тюменской области составляют комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственным полномочием по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оказывают помощь детям в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах их жизнедеятельности, координируют деятельность всех субъектов, входящих в государственную систему защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.

С этой целью комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

а) обеспечивают взаимодействие органов и учреждений государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений с целью оптимального исполнения законодательства по соблюдению прав и законных интересов детей;

б) исключен. - Закон Тюменской области от 13.01.2001 N 251;

в) осуществляют контроль в пределах предоставленных им полномочий за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними, соблюдением их прав и законных интересов в органах и учреждениях государственной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних;

г) осуществляют личный прием несовершеннолетних, родителей или иных законных представителей ребенка, обратившихся с заявлением или жалобой, и принимают по ним решения;

д) контролируют отчисление и перевод обучающихся по инициативе образовательной организации;

е) извещают органы социальной защиты населения о необходимости приостановления выплаты пособий на детей лицам, у которых ребенок отобран, в случаях, когда судебные решения о лишении родительских прав (ограничении родительских прав) приняты по заявлению комиссий по делам несовершеннолетних;

ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Тюменской области.

 

Статья 36. Защита прав и интересов ребенка социальными службами по вопросам семьи и детей

 

Социальные службы по вопросам семьи и детей функционируют в системе органов и организаций социальной защиты населения.

Социальная служба по вопросам семьи и детей:

а) участвует в разработке и осуществлении единой государственной политики в сфере социальной защиты детей;

б) разрабатывает, реализует социальные целевые программы в интересах семьи и детей, в том числе для оказания социально-правовой, психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

в) обеспечивает семьи, женщин и детей необходимыми социальными услугами;

г) участвует в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

д) содействует обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних при принятии нормативных правовых актов на областном и муниципальном уровнях;

е) осуществляет мониторинг проблем семьи и детей.

Мониторинг проблем семьи и детей осуществляется в целях обеспечения государственных органов управления и населения Тюменской области достоверной и объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей и тенденциях его изменения под воздействием проводимых в Российской Федерации и Тюменской области социально-экономических преобразований и осуществляемых на территории Тюменской области экономических, правовых, социальных и иных мер по обеспечению выживания, защиты и развития детей.

Часть четвертая исключена. - Закон Тюменской области от 26.09.2006 N 493.

 

Статья 37. Защита прав и интересов ребенка органами внутренних дел

 

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по защите прав и интересов ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 38. Защита прав и интересов ребенка коллегиями адвокатов

 

В соответствии с установленным федеральным законодательством порядком в Тюменской области могут создаваться юридические консультации по охране прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

Статья 39. Защита прав и охраняемых законом интересов детей общественными объединениями

 

Общественные объединения имеют право принятия на себя обязанности по защите прав ребенка, обратившегося к ним за помощью, или по просьбе его родителей или иных законных представителей выступать в качестве полномочных представителей в административных и судебных органах, если это предусмотрено уставом или положением, на основании которого действует данное общественное объединение.

 

Глава IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА

 

Статья 40. Виды ответственности за нарушение прав ребенка

 

За нарушения законодательства о правах ребенка, в результате которых создаются препятствия осуществлению ребенком прав и свобод либо ребенку причиняется имущественный и (или) моральный вред, должностные лица и граждане, виновные в этом, несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

 

Статья 41. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Губернатор области

Л.Ю.РОКЕЦКИЙ

г. Тюмень

7 мая 1998 года

N 24

Закон Тюменской области "О защите прав ребенка" от 07.05.1998 N 24