Правовые акты Тюменской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Устав Тюменской области от 30.06.1995 N 6

 

30 июня 1995 года

N 6

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Тюменская область

 

УСТАВ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят областной Думой 15 июня 1995 года

 

Настоящий Устав в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в целях обеспечения прав и интересов всех проживающих на территории Тюменской области граждан, с учетом природных, географических, социально-экономических, территориальных и других особенностей Тюменской области, исходя из необходимости организации эффективного управления, обеспечения и полной реализации полномочий Тюменской области призван закрепить ее статус как субъекта Российской Федерации и создать правовую основу для ее всестороннего развития.

 

Глава I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Тюменская область как субъект Российской Федерации

 

1. Тюменская область (далее также - область) является равноправным субъектом Российской Федерации и обладает всей полнотой закрепленных в Конституции Российской Федерации и настоящем Уставе прав.

Входящие в ее состав Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономные округа) являются равноправными субъектами Российской Федерации.

2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти области и органами государственной власти Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти области и Российской Федерации.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти области и органов государственной власти автономных округов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральными законами и договором между органами государственной власти области и органами государственной власти автономных округов, который может являться составной частью настоящего Устава и Уставов автономных округов.

 

Статья 2. Территория области

 

1. Территория области в пределах административных границ, установленных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1944 года, является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации.

2. Территория области включает территории автономных округов.

3. Граница между Тюменской областью и другими субъектами Российской Федерации не может быть изменена без ее согласия.

 

Статья 3. Система органов государственной власти области

 

1. Система органов государственной власти области устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

2. Систему органов государственной власти области составляют:

высшее должностное лицо области - Губернатор Тюменской области (далее также - Губернатор области);

законодательный орган области - Тюменская областная Дума (далее также - областная Дума);

высший исполнительный орган области - Правительство Тюменской области (далее также - Правительство области), возглавляемое Губернатором области;

иные органы государственной власти области, образуемые в соответствии с настоящим Уставом.

3. Исключен. - Закон Тюменской области от 07.12.2000 N 236.

 

Статья 4. Федеральные органы исполнительной власти на территории области

 

1. На территории области действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

2. Вопросы организации и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие предметы совместного ведения Российской Федерации и области, решаются совместно с органами государственной власти области на основании Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства.

 

Статья 5. Предметы ведения и полномочия области

 

1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Тюменской области последняя обладает всей полнотой государственной власти.

В ведении и полномочиях области находятся:

1) принятие и изменение Устава области и областных законов;

2) согласие на изменение статуса и территории области;

3) установление системы и порядка формирования органов государственной власти области в соответствии с основами конституционного строя и Федеральным законом;

4) собственность области;

5) областной бюджет, областные налоги и сборы;

6) комплексное социально-экономическое развитие области, в том числе развитие и поддержка социальной и инженерной инфраструктуры, объектов и систем жизнеобеспечения, депрессивных и труднодоступных территорий, отдельных видов промышленной деятельности;

7) обеспечение реализации прав граждан на полную и объективную информацию путем поддержки региональных и местных средств массовой информации, развитие телекоммуникационной инфраструктуры области;

8) создание условий для всестороннего развития детей и молодежи, поддержка одаренных и талантливых детей;

9) областные программы;

10) областные энергетические системы, областной транспорт, информация и связь;

11) административно-территориальное устройство области;

12) организация областной государственной гражданской службы;

13) областные награды, почетные звания;

14) поддержка и развитие трудового потенциала области;

15) иные предметы ведения и полномочия, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, установленные настоящим Уставом и законами области.

2. Органы государственной власти области самостоятельно осуществляют полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами области.

3. Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями на органы исполнительной власти области может быть возложено осуществление отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации.

Органы исполнительной власти области по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

 

Статья 6. Система нормативных правовых и ненормативных правовых актов области

 

1. Систему нормативных правовых и ненормативных правовых актов области составляют настоящий Устав, законы области, постановления областной Думы, постановления и распоряжения Губернатора области, постановления и распоряжения Правительства области и иные акты, принятые в соответствии с законами области.

2. На основе и в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области областная Дума, исполнительные органы области принимают ненормативные правовые акты. В случаях, установленных Правительством области, исполнительные органы области могут принимать нормативные правовые акты.

3. Нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению области, могут приниматься областным референдумом.

4. Основным законом области является Устав области. Законы и иные нормативные правовые акты области и автономных округов (принятые по вопросам совместного ведения и вопросам, делегированным автономными округами области) не должны противоречить настоящему Уставу. В случае их противоречия действует Устав области.

5. В правовую систему области входят заключенные ею международные соглашения, а также соглашения с другими субъектами Российской Федерации.

 

Статья 7. Пределы действия областных нормативных правовых и ненормативных правовых актов

 

1. По предметам исключительного ведения области принимаются областные законы, иные нормативные правовые и ненормативные правовые акты.

В случае противоречия между областным законом, изданным по предметам исключительного ведения области, и федеральным законом действует областной закон.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и области, в соответствии с федеральными законами, издаются областные законы и иные нормативные правовые акты.

3. Нормативные правовые и ненормативные правовые акты областных органов государственной власти, принятые по вопросам реализации полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 настоящего Устава, обязательны для исполнения на территории автономных округов.

 

Статья 8. Отношения области с другими субъектами Российской Федерации

 

Область вправе самостоятельно заключать с другими субъектами Российской Федерации экономические и иные договоры в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и областными законами.

 

Статья 9. Международные и внешнеэкономические связи области

 

Область вправе выступать самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, заключать международные и внешнеэкономические соглашения, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации.

 

Статья 10. Символы области. День области

 

1. Область имеет свои символы (флаг, герб). Символы области, их описание и порядок официального использования устанавливаются областным законом.

2. Дата принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1944 года об образовании Тюменской области считается Днем области.

 

Статья 11. Административный центр области

 

Административным центром области является город Тюмень.

 

Глава II.

ОСНОВЫ ОТНОШЕНИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

С ВХОДЯЩИМИ В ЕЕ СОСТАВ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИМ АВТОНОМНЫМ ОКРУГОМ - ЮГРОЙ

И ЯМАЛО-НЕНЕЦКИМ АВТОНОМНЫМ ОКРУГОМ

 

Статья 12. Конституционно-правовые основы отношений области с входящими в ее состав автономными округами

 

1. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ входят в состав Тюменской области.

2. Отношения Тюменской области с автономными округами строятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом Ямало-Ненецкого автономного округа, договорами и соглашениями между органами государственной власти области и автономных округов.

 

Статья 13. Принципы отношений органов государственной власти области и автономных округов

 

Отношения между органами государственной власти области и автономных округов строятся в соответствии со следующими принципами:

1) самостоятельности области и автономных округов как субъектов Российской Федерации в осуществлении государственной, экономической и социальной политики в пределах их полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Тюменской области, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом Ямало-Ненецкого автономного округа, договорами и соглашениями между органами государственной власти области и автономных округов;

2) равноправия, взаимоуважения и стремления к достижению общего благополучия и развития области и автономных округов;

3) признания, уважения и защиты прав и свобод граждан и обеспечения благосостояния личности;

4) взаимоинформированности, координации и согласованности действий, затрагивающих интересы области и автономных округов;

5) соблюдения договоров и соглашений и ответственности за их выполнение.

 

Статья 14. Основы разграничения полномочий органов государственной власти области и автономных округов

 

1. Разграничение полномочий органов государственной власти области и автономных округов определяется на основе Конституции Российской Федерации, федеральными законами и договорами, заключенными между ними.

2. На территории автономных округов органы государственной власти области осуществляют:

- полномочия, закрепленные за ними федеральными законами;

- полномочия федеральных органов исполнительной власти, переданные для реализации органам исполнительной власти области, по согласованию с автономными округами;

- совместные полномочия области и автономных округов, реализация которых в соответствии с договорами осуществляется органами государственной власти области;

- полномочия, делегируемые органами государственной власти автономных округов.

 

Статья 15. Полномочия органов государственной власти области и автономных округов, отнесенные к совместному ведению на основе договора

 

К совместному ведению органов государственной власти области и автономных округов может быть отнесено:

1. Выработка общей стратегии в ценовой политике, налогообложении, образовании общеобластных денежных, натуральных фондов (сохраняя независимость соответствующих бюджетов).

2. Совместные действия по вопросам обеспечения населения области продовольствием, товарами народного потребления, новыми технологиями по их производству, строительства предприятий и объектов социальной сферы, развития стройиндустрии.

3. Разработка и реализация на основе долевого участия области и автономных округов региональных программ за счет бюджетных и внебюджетных ассигнований по согласованному перечню.

По каждой программе органы государственной власти области и автономных округов составляют договор с приложением обоснования и расчетом долевого участия.

4. Образование общей долевой собственности области и автономных округов и Российской Федерации на территории области, а также с другими регионами и республиками, юридическими и физическими лицами, в том числе юридическими и физическими лицами зарубежных государств, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Выработка и реализация единых подходов по вопросам, затрагивающим интересы области и автономных округов в сфере культуры, образования, здравоохранения, градостроительства, охраны природы, транспорта, связи, защиты прав и свобод личности и обеспечения общественного порядка, пенсионного обеспечения, социального страхования, архивного дела, социальной защиты малоимущих слоев населения, а также совместное финансирование объектов и программ, обеспечивающих указанную деятельность в соответствии с соглашениями, заключенными между соответствующими структурами исполнительной власти области и автономных округов.

6. Осуществление совместного правового регулирования в области недропользования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

7. Карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, ликвидация их последствий.

8. Исключен. - Закон Тюменской области от 10.10.2003 N 160.

9. Иные полномочия, отнесенные к совместному ведению договорами и соглашениями органов государственной власти области и автономных округов.

 

Статья 16. Полномочия, передаваемые органами государственной власти автономных округов органам государственной власти области на основе договора

 

1. Защита экономических интересов области и автономных округов в федеральных органах по реализации региональных программ, согласованных и утвержденных в порядке, предусмотренном Положением о принципах формирования и механизмах реализации общеобластных программ.

2. Координация действий по управлению энергоснабжением, средствами связи, авиационным, речным, железнодорожным и трубопроводным транспортом, по охране общественного порядка, по защите информационных ресурсов области, гражданской обороной в соответствии с соглашениями, заключенными между соответствующими управленческими структурами области и автономных округов.

3. Решения областных органов государственной власти по этим вопросам, принятые в пределах вышеизложенных полномочий, обязательны для исполнения органами государственной власти автономных округов, а также организациями и предприятиями всех форм собственности, расположенными на их территориях.

 

Статья 17. Формы координации деятельности органов государственной власти области и автономных округов

 

1. В целях координации деятельности органы государственной власти области и автономных округов используют следующие формы взаимодействия:

- совместные заседания Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа;

- Совет Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа;

- Совет высших должностных лиц Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (Совет Губернаторов);

- другие формы взаимодействия.

2. Деятельность в рамках настоящих форм взаимодействия определяется положениями и регламентами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти.

 

Статья 18. Нормативные правовые и ненормативные правовые акты органов государственной власти области и совместные нормативные правовые и ненормативные правовые акты органов государственной власти области и автономных округов

 

1. Нормативные правовые и ненормативные правовые акты областных органов государственной власти, принятые в пределах осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 настоящего Устава, обязательны для исполнения на всей территории области.

2. Иные нормативные правовые и ненормативные правовые акты областных органов государственной власти действуют на территории автономных округов в случае их одобрения (ратификации) соответствующими органами государственной власти автономных округов.

3. Совместные нормативные правовые и ненормативные правовые акты, принятые органами государственной власти области и автономных округов, действуют на всей территории области.

Органы государственной власти области и автономных округов осуществляют совместную подготовку и принятие нормативных правовых актов области по вопросам защиты прав и свобод граждан, борьбы с правонарушениями, функционирования систем жизнеобеспечения, по вопросам административно-территориального устройства, местного самоуправления, затрагивающих интересы всего населения области, включая автономные округа.

4. Законы и иные нормативные правовые акты автономных округов не могут противоречить положениям Устава области, договорам между органами государственной власти области и автономных округов, нормативным правовым и ненормативным правовым актам областных органов государственной власти, принятым в пределах полномочий, отнесенных к их ведению договорами между органами государственной власти области и органами государственной власти автономных округов, а также полномочий, делегируемых органами государственной власти автономных округов.

 

Статья 19. Областной референдум

 

Референдум Тюменской области (областной референдум) - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме Тюменской области. Организация, проведение областного референдума и подведение его итогов регулируется федеральным и областным законодательством.

 

Статья 20. Границы области

 

1. Границы области не могут быть изменены без согласия органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Порядок изменения границ области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательствами Российской Федерации и области.

 

Глава III.

СОБСТВЕННОСТЬ, БЮДЖЕТ, НАЛОГИ ОБЛАСТИ

 

Статья 21. Собственность на территории области

 

1. Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на территории области признаются и защищаются равным образом.

2. Государственная собственность на территории области выступает в форме федеральной собственности, областной собственности, собственности автономных округов.

Объекты государственной собственности на территории области могут находиться в общей долевой собственности области и автономных округов, формируемой по соглашению органов государственной власти.

3. В областной собственности находятся средства областного бюджета, информационные ресурсы области, имущество областных государственных предприятий и учреждений, а также иное имущество. Земля и другие природные ресурсы также могут находиться в областной собственности.

Средства областного бюджета и иное областное имущество, не закрепленное за областными государственными предприятиями и учреждениями, составляют казну области.

4. Разграничение государственной собственности на федеральную, областную и окружную осуществляется совместно федеральными, областными и окружными органами государственной власти в порядке, определенном законодательством.

5. Владение, пользование и распоряжение объектами областной собственности осуществляется органами государственной власти области в порядке, установленном действующим законодательством.

6. Органы государственной власти области могут участвовать в управлении объектами федеральной и муниципальной собственности в соответствии с законодательством, а также соглашениями с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 

Статья 22. Природные ресурсы и природопользование

 

1. Земля, недра, водные ресурсы, растительный и животный мир, другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности населения Тюменской области.

2. Правовое регулирование природопользования осуществляется законодательствами области и автономных округов в соответствии с федеральным законодательством.

3. Абзац исключен. - Закон Тюменской области от 07.12.2000 N 236.

Решение вопросов управления и использования месторождений полезных ископаемых и иных природных объектов, имеющих общеобластное значение, осуществляется совместно органами государственной власти области, автономных округов и Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и заключенными соглашениями.

Перечень месторождений полезных ископаемых и иных природных объектов, имеющих общеобластное значение, определяется органами государственной власти области и автономных округов по согласованию с федеральными органами.

Природным объектам, образующим на территории области и автономных округов единый природный комплекс, по соглашению органов государственной власти области и автономных округов, может быть придан особый режим охраны и использования. В этом случае они могут быть отнесены к совместному ведению области и автономных округов.

 

Статья 23. Финансовые средства области

 

1. Финансовые средства области включают в себя:

- средства областного бюджета;

- средства территориальных государственных внебюджетных фондов;

- абзацы третий - шестой исключены. - Закон Тюменской области от 07.12.2000 N 236.

2. Областные финансовые средства могут объединяться на договорной основе с федеральными финансовыми средствами, а также финансовыми средствами автономных округов и местного самоуправления с целью совместного финансирования федеральных и региональных программ и проектов.

 

Статья 24. Областной бюджет

 

1. Исключен. - Закон Тюменской области от 07.12.2000 N 236.

2. Область имеет самостоятельный бюджет. Самостоятельность областного бюджета обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом органов государственной власти области определять направления расходования бюджетных средств.

Порядок составления и рассмотрения проекта областного бюджета, утверждения и исполнения областного бюджета устанавливается законом и иными нормативными правовыми актами области в соответствии с федеральным законодательством.

Контроль за исполнением областного бюджета осуществляет областная Дума.

3. Проект областного бюджета составляется Правительством области и представляется Губернатором области в областную Думу в сроки, установленные законом области.

4. Исключен. - Закон Тюменской области от 11.04.2001 N 323.

5. Исключен. - Закон Тюменской области от 10.10.2003 N 160.

 

Статья 25. Территориальные государственные внебюджетные фонды

 

В области могут создаваться территориальные государственные внебюджетные фонды в порядке, установленном федеральным законодательством.

 

Статья 26. Налогообложение в области

 

1. На территории области действуют федеральные, областные, окружные и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи.

2. Установление и отмена областных налогов, сборов и других обязательных платежей осуществляется областной Думой в соответствии с федеральными и областными законами.

3. Местные налоги, сборы и другие обязательные платежи самостоятельно вводятся органами местного самоуправления в соответствии с общими принципами налогообложения, утвержденными федеральными, областными и окружными законами.

 

Глава IV.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ОБЛАСТИ

 

Статья 27. Областная Дума

 

1. Областная Дума является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Тюменской области.

2. Областная Дума состоит из 48 депутатов. Из них 24 депутата избираются по спискам кандидатов, выдвинутым избирательными объединениями, и 24 депутата - по одномандатным избирательным округам.

3. Депутаты областной Думы избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Тюменской области, включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ, и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий депутатов областной Думы одного созыва составляет пять лет.

4. Депутаты областной Думы осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе или без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).

5. Областная Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

6. Областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

 

Статья 28. Компетенция областной Думы

 

К ведению областной Думы относится:

1) принятие Устава области и изменений к нему, областных законов и иных нормативных правовых актов, а также осуществление контроля за их соблюдением и исполнением;

2) образование и упразднение комитетов и постоянных комиссий областной Думы, избрание и освобождение от должности Председателя областной Думы и его заместителей;

3) принятие в порядке, предусмотренном законом области, решения о досрочном прекращении полномочий областной Думы;

4) утверждение областного бюджета и отчета о его исполнении, утверждение бюджета территориального государственного внебюджетного фонда области и отчета о его исполнении, а также осуществление контроля за исполнением областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда области;

5) установление, введение в действие (прекращение действия) налогов и сборов, определение налоговых ставок (ставок сборов), порядка и сроков уплаты налогов, сборов, установление (отмена) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

5.1) утверждение порядка осуществления стратегического планирования в Тюменской области;

6) установление порядка управления и распоряжения собственностью области, в том числе акциями (долями участия, паями) области в уставных (складочных) капиталах организаций;

7) рассмотрение, одновременно с проектом областного бюджета, прогноза социально-экономического развития и перечня областных программ, намеченных к финансированию за счет областного бюджета на предстоящий год, а также иных документов и материалов, предусмотренных бюджетным законодательством;

8) утратил силу с 1 июня 2022 года. - Закон Тюменской области от 30.05.2022 N 14;

9) установление в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Уставом порядка организации и деятельности органов государственной власти области, а также организации местного самоуправления на ее территории;

10) назначение выборов в областную Думу, выборов Губернатора области;

л) исключен. - Закон Тюменской области от 10.12.1997 N 129;

11) исключен. - Закон Тюменской области от 10.10.2003 N 160;

12) утратил силу. - Закон Тюменской области от 25.02.2015 N 4;

13) исключен. - Закон Тюменской области от 03.06.2002 N 21;

14) выражение недоверия Губернатору области;

о) исключен. - Закон Тюменской области от 10.12.1997 N 129;

15) утратил силу с 1 июня 2022 года. - Закон Тюменской области от 30.05.2022 N 14;

16) назначение областного референдума в случаях, предусмотренных областным законом о референдуме;

17) установление административно-территориального устройства области и порядка его изменения;

18) осуществление законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации и наделение полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от Тюменской областной Думы;

19) толкование Устава области, областных законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых областной Думой;

20) принятие решений об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, а также другие суды в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Тюменской области;

21) утверждение заключения и расторжения договоров области с субъектами Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, а также международных соглашений;

22) учреждение печатного средства массовой информации и сетевого издания для обнародования (официального опубликования) официальной информации;

23) формирование областной Счетной палаты, назначение председателя, заместителя председателя и аудиторов областной Счетной палаты;

24) утратил силу. - Закон Тюменской области от 25.03.2021 N 9;

25) назначение Уполномоченного по правам человека в Тюменской области;

26) утратил силу. - Закон Тюменской области от 11.07.2012 N 54;

26.1) заслушивание представленного Губернатором области ежегодного отчета о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областной Думой;

26.2) заслушивание информации о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Тюменской области;

27) назначение половины членов Избирательной комиссии области;

28) награждение Почетной грамотой Тюменской областной Думы;

29) присвоение звания "Почетный гражданин Тюменской области" по представлению Губернатора области;

30) назначение мировых судей;

31) назначение по представлению Губернатора области представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей;

32) иные полномочия, закрепленные за законодательным органом субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области, а также переданные областной Думе на основе договоров с органами государственной власти автономных округов.

По вопросам, содержащимся в пунктах 4, 5, 5.1, 6, 9, 17, 21 части первой настоящей статьи, областной Думой принимаются законы.

 

Статья 29. Организация деятельности областной Думы

 

1. Основной организационной формой деятельности областной Думы являются сессии, состоящие из заседаний областной Думы и проводимых между ними заседаний ее комитетов и постоянных комиссий, публичных депутатских слушаний.

Заседания областной Думы проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц и правомочны, если на них присутствуют большинство от установленного числа депутатов Думы.

Заседания областной Думы созываются Председателем областной Думы.

Внеочередные заседания областной Думы созываются по требованию не менее одной трети депутатов областной Думы либо по требованию Губернатора области.

2. Областная Дума на свое первое после выборов заседание созывается Губернатором области и председателем Избирательной комиссии области не позднее 20 дней со дня избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы.

Первое заседание областной Думы открывает председатель Избирательной комиссии области и ведет его до избрания Председателя областной Думы или председательствующего на заседании из числа депутатов областной Думы.

3. Для ведения заседаний областной Думы и осуществления внутриорганизационных полномочий областная Дума избирает Председателя областной Думы и его заместителей.

Председатель областной Думы и его заместители подотчетны областной Думе и могут быть ею освобождены от должности.

Абзац исключен. - Закон Тюменской области от 11.04.2001 N 323.

4. Областная Дума для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к ее ведению, образует из числа депутатов комитеты и постоянные комиссии.

Областная Дума в целях реализации своих полномочий может образовывать временные комиссии и рабочие группы.

Порядок деятельности областной Думы определяется Регламентом областной Думы.

 

Статья 30. Депутат областной Думы

 

1. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий в соответствии с федеральным законом, настоящим Уставом и Избирательным кодексом (Законом) Тюменской области пассивным избирательным правом и достигший возраста 21 года.

2. Утратила силу с 1 июня 2022 года. - Закон Тюменской области от 30.05.2022 N 14.

3. Порядок избрания депутатов областной Думы, их правовой статус устанавливаются федеральными и областными законами.

Абзац исключен. - Закон Тюменской области от 27.02.98 N 10.

4. Депутат областной Думы приносит торжественную присягу в соответствии с законом Тюменской области.

 

Статья 31. Нормативные правовые и ненормативные правовые акты областной Думы

 

1. Правовое регулирование по вопросам, отнесенным к ведению областной Думы, осуществляется ею в форме принятия законов области, постановлений, а также распоряжений председателя областной Думы и иных актов.

2. Порядок подготовки, принятия и опубликования нормативных правовых актов областной Думы определяется настоящим Уставом, федеральным и областным законодательствами, Регламентом областной Думы.

 

Статья 32. Законы области

 

Законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областной Думы.

Законы, принятые областной Думой, в течение 10 дней после принятия направляются Губернатору области для подписания и обнародования. Губернатор области подписывает и обнародует закон либо отклоняет закон в течение 14 дней с момента поступления закона.

Обнародование закона осуществляется путем официального опубликования текста закона.

Отклоненный закон возвращается в областную Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

В случае отклонения закона Губернатором области указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.

Закон, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором области и подлежит подписанию и обнародованию в трехдневный срок с момента его поступления.

Внесение в Конституционный Суд Российской Федерации запроса Президента Российской Федерации о проверке конституционности закона области до его обнародования Губернатором области приостанавливает течение срока для обнародования закона области до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу и исключает обнародование такого закона до вынесения указанного решения. В случае обнародования закона области до вынесения решения Конституционного Суда Российской Федерации данное обнародование не порождает правовых последствий.

Если в случае, предусмотренном частью седьмой настоящей статьи, закон области до его обнародования признан в порядке, установленном федеральным конституционным законом, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данный закон не может быть обнародован (если закон не был подписан Губернатором области, он не может быть подписан), а Губернатор области отзывает свою подпись под данным законом и возвращает его в областную Думу для исключения из него положений, которые привели к его признанию не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Закон, принимаемый в иной редакции, рассматривается как вновь принимаемый закон.

Проекты законов области об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие проекты законов области, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, рассматриваются областной Думой по представлению Губернатора области либо при наличии его заключения, представляемого в областную Думу в тридцатидневный срок.

 

Статья 33. Постановления областной Думы

 

Постановления - нормативные правовые или ненормативные правовые акты принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов открытым голосованием, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, и подписываются Председателем областной Думы или лицом, его замещающим.

 

Статья 34. Законодательная инициатива в областной Думе

 

1. Правом законодательной инициативы в областной Думе обладают ее депутаты, комитеты и постоянные комиссии областной Думы, депутатские фракции, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранные в составе федерального списка кандидатов в региональной группе кандидатов, соответствующей Тюменской области, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранные по одномандатным избирательным округам, образованным в Тюменской области, сенаторы Российской Федерации - представители от Тюменской областной Думы и от исполнительного органа Тюменской области, Губернатор области, Правительство области, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа, высшие должностные лица автономных округов, представительные органы местного самоуправления, прокурор области, а также Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, областной суд, арбитражный суд области, Счетная палата области, Избирательная комиссия области в пределах их ведения, Общественная палата области и граждане, проживающие в Тюменской области, реализующие указанное право в порядке, установленном законом Тюменской области.

2. Проекты нормативных правовых актов, внесенные в порядке законодательной инициативы, перед рассмотрением областной Думой рассматриваются в комитетах и постоянных комиссиях областной Думы.

 

Статья 35. Обеспечение деятельности областной Думы

 

Тюменская областная Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности в соответствии с действующими законами и Регламентом Тюменской областной Думы.

 

Статья 36. Досрочное прекращение полномочий областной Думы

 

1. Полномочия областной Думы прекращаются досрочно в случае:

принятия областной Думой в порядке, предусмотренном законом области, решения о досрочном прекращении ее полномочий;

роспуска Думы Губернатором области по основаниям, предусмотренным Федеральным законом;

вступления в силу решения областного суда о неправомочности состава депутатов областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

роспуска областной Думы Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом.

2. В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий областной Думы назначаются внеочередные выборы в областную Думу в соответствии с федеральным законом, законом области. Указанные выборы проводятся в сроки, предусмотренные федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

 

Глава V.

ГУБЕРНАТОР ОБЛАСТИ.

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ

 

Статья 37. Губернатор области

 

1. Губернатор Тюменской области является высшим должностным лицом Тюменской области и возглавляет постоянно действующий высший исполнительный орган области - Правительство области.

2. Губернатор области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Тюменской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

3. Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

4. Выборы Губернатора области проводятся на территории Тюменской области, включая территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, в порядке, определенном федеральным и областным законодательством.

5. Губернатор области избирается сроком на 5 лет.

6. Губернатор области при вступлении в должность приносит торжественную присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, Уставу области: "Вступая в должность Губернатора Тюменской области, торжественно клянусь добросовестно исполнять обязанности Губернатора, защищать интересы населения области, уважать и охранять права и свободы человека, соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Устав и законы Тюменской области".

Присяга приносится на заседании областной Думы.

7. На Губернатора области распространяются запреты и ограничения, установленные федеральным законодательством.

 

Статья 38. Полномочия Губернатора области

 

Губернатор области:

1) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

2) представляет область в отношениях с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Государственным Советом Российской Федерации, иными органами, организациями и должностными лицами и при осуществлении внешнеэкономических связей в пределах компетенции области;

2.1) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации кандидатуры для избрания на должность высшего должностного лица автономного округа депутатами законодательного органа автономного округа, входящего в состав области;

3) вправе подписывать договоры и соглашения от имени области;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации, другие суды в порядке, установленном законодательством;

5) обращается к областной Думе с ежегодным посланием о положении дел в области;

6) обладает правом законодательной инициативы в областной Думе и в законодательных органах автономных округов и вносит проекты законодательных актов, которые рассматриваются в первоочередном порядке;

7) вносит на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;

8) подписывает и обнародует законы Тюменской области либо отклоняет законы, принятые Тюменской областной Думой;

9) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации организует взаимодействие исполнительных органов области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации;

9.1) обеспечивает взаимодействие между исполнительными органами области и исполнительными органами автономных округов, входящих в состав области, в целях устойчивого социально-экономического развития области и автономных округов, входящих в состав области, социального благополучия населения области и автономных округов;

10) назначает половину членов Избирательной комиссии области;

11) награждает областными наградами, присваивает почетные звания области;

12) наделяет полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти Тюменской области;

13) вправе участвовать в заседаниях областной Думы с правом совещательного голоса и требовать созыва внеочередного заседания Тюменской областной Думы, а также созывать вновь избранную областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;

14) представляет в областную Думу проект областного бюджета и отчет об исполнении бюджета;

15) представляет областной Думе заключения на проекты законов области об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, другие проекты законов области, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет областного бюджета;

16) возглавляет Правительство области;

17) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий областной Думы по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом;

18) утратил силу с 1 июня 2022 года. - Закон Тюменской области от 30.05.2022 N 14;

19) формирует Правительство области и принимает решение об его отставке, назначает и освобождает членов Правительства области, должностных лиц Правительства области, руководителей и иных должностных лиц исполнительных органов области, определяет должностных лиц, уполномоченных на назначение и увольнение руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Тюменской области, и условия назначения указанных руководителей;

19.1) представляет в областную Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областной Думой;

20) определяет основные направления деятельности Правительства области;

21) утратил силу. - Закон Тюменской области от 25.03.2021 N 9;

22) - 23) исключены. - Закон Тюменской области от 19.12.2006 N 521;

24) определяет кандидатов для избрания в органы управления и контроля хозяйственных обществ, в уставном капитале которых есть доля областной собственности, утверждает порядок деятельности представителей в органах управления и контроля хозяйственных обществ, в уставном капитале которых есть доля областной собственности;

25) утверждает председателя и состав комиссии по вопросам помилования;

26) представляет областной Думе для назначения кандидатуры представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей;

27) утратил силу. - Закон Тюменской области от 07.11.2014 N 76;

28) вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации, отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации, обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку в соответствии с Федеральным законом;

29) определяет систему и структуру исполнительных органов области в соответствии с настоящим Уставом;

30) утратил силу. - Закон Тюменской области от 30.11.2020 N 91;

31) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

 

Статья 39. Осуществление полномочий Губернатора области

 

1. Губернатор Тюменской области исполняет свои полномочия со дня принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Губернатором области.

2. Полномочия Губернатора области прекращаются досрочно в случаях:

1) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;

2) его смерти;

3) его отставки по собственному желанию;

4) признания его недееспособным либо ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

5) объявления его умершим либо признания его безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

6) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

7) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

9) утратил силу с 1 июня 2022 года. - Закон Тюменской области от 30.05.2022 N 14.

В случаях, предусмотренных пунктами 1, 3 и 8 настоящей части, решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области принимается Президентом Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных пунктами 4 - 7 настоящей части, решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области принимается Тюменской областной Думой по представлению Президента Российской Федерации.

3. В случае если Губернатор области не может осуществлять свои полномочия в связи с состоянием здоровья или другими обстоятельствами, временно препятствующими осуществлению своих полномочий (в частности, отпуск, служебная командировка), а также в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 Федерального закона, до издания Президентом Российской Федерации указа о назначении временно исполняющего обязанности Губернатора области их временно исполняет Вице-Губернатор области.

Исполняющий в соответствии с настоящей частью обязанности Губернатора области обладает правами и обязанностями Губернатора области, за исключением права вносить предложения об изменении Устава области и права распускать областную Думу.

 

Статья 40. Выражение недоверия Губернатору области Тюменской областной Думой

 

1. Тюменская областная Дума вправе выразить недоверие Губернатору области в случаях:

издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Уставу области и законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор области не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава области и законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан, или ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

2. Постановление областной Думы о недоверии Губернатору области принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов областной Думы.

Решение Тюменской областной Думы о недоверии Губернатору области направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора области от должности в соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона.

 

Статья 41. Система и структура исполнительных органов области

 

1. Систему исполнительных органов области составляют:

Губернатор области - высшее должностное лицо Тюменской области;

Правительство Тюменской области - постоянно действующий высший исполнительный орган Тюменской области (в нормативных правовых и ненормативных правовых актах Тюменской области термины "высший исполнительный орган Тюменской области" и "высший исполнительный орган государственной власти Тюменской области" используются в одном значении);

иные исполнительные органы области, образованные по решению Губернатора области (в нормативных правовых и ненормативных правовых актах Тюменской области термины "исполнительные органы Тюменской области", "исполнительные органы государственной власти Тюменской области" и "органы исполнительной власти Тюменской области" используются в одном значении).

2. В структуру Правительства области входят Губернатор области, Вице-Губернатор области, первые заместители Губернатора области, заместители Губернатора области, иные члены Правительства области, должностные лица Правительства области.

Губернатор области может образовывать Президиум Правительства области. Состав Президиума Правительства области утверждается Губернатором области. Порядок организации деятельности и принятия решений Правительства области, а также полномочия и порядок деятельности Президиума Правительства области устанавливаются Регламентом Правительства области.

3. Структура иных исполнительных органов области определяется Губернатором области.

4. Правительство области обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать.

5. Полномочия Правительства области:

1) участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;

2) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

3) обеспечивает разработку и осуществление мер, направленных на социально-экономическое развитие Тюменской области;

4) осуществляет меры по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих в Тюменской области, их языков и культуры; защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;

5) разрабатывает проект областного бюджета;

6) определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, находящихся в ведении Правительства области, и утверждает (одобряет) такие документы;

7) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении указанного бюджета, ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства области, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Тюменской области для представления их Губернатором области в областную Думу;

8) управляет и распоряжается собственностью Тюменской области в соответствии с областными законами, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Тюменской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

9) предлагает органу местного самоуправления, должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу области, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обратиться в суд;

10) разрабатывает, корректирует и исполняет областные программы;

11) обеспечивает проведение экономической, социальной и культурной политики области;

12) определяет основные направления развития отраслей социальной сферы в Тюменской области;

13) утверждает областные программы, если иное не предусмотрено действующим законодательством;

14) создает учреждения, предприятия и иные организации области;

15) утверждает региональные социальные стандарты и иные нормативы расходов областного бюджета;

16) устанавливает систему оплаты и стимулирования труда работников органов исполнительной власти области и государственных учреждений области;

17) учреждает печатное средство массовой информации и сетевое издание для обнародования (официального опубликования) официальной информации;

18) обеспечивает реализацию прав граждан на полную и объективную информацию;

19) осуществляет меры по созданию условий для всестороннего развития детей и молодежи, поддержку молодежи, одаренных и талантливых детей;

20) осуществляет меры по координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;

21) осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан;

22) осуществляет меры по обеспечению защиты семьи, материнства, отцовства и детства, защиты института брака как союза мужчины и женщины, по созданию условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;

23) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом области, законами Тюменской области, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, а также установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти.

 

Статья 42. Утратила силу с 1 июня 2022 года. - Закон Тюменской области от 30.05.2022 N 14.

 

Статья 43. Нормативные правовые и ненормативные правовые акты Губернатора области, Правительства области и исполнительных органов области

 

1. Губернатор области в пределах своих полномочий издает нормативные правовые и ненормативные правовые акты в виде постановлений и распоряжений Губернатора области, а также вносит изменения и дополнения в указанные акты.

2. Правительство области принимает нормативные правовые и ненормативные правовые акты в виде постановлений и распоряжений Правительства области, а также вносит изменения и дополнения в указанные акты. Решения Президиума Правительства области принимаются в форме постановлений и распоряжений Правительства области.

2.1. Исполнительные органы области принимают ненормативные правовые акты в виде приказов, инструкций и иных актов руководителей исполнительных органов области, а в случаях, установленных Правительством области, нормативные правовые акты в виде распоряжений.

3. Губернатор области вправе поручить подписание постановлений и распоряжений Правительства области Вице-Губернатору и (или) одному из членов Правительства области.

4. Правительство области вправе принять решение о приостановлении действия, отмене или признании утратившим силу любого нормативного правового и ненормативного правового акта Президиума Правительства области и (или) иного исполнительного органа области.

5. Постановления и распоряжения Губернатора области, постановления и распоряжения Правительства области обязательны для исполнения на территории Тюменской области.

6. Форма и порядок издания постановлений и распоряжений Губернатора области, постановлений и распоряжений Правительства области определяются Регламентом Правительства области.

 

Глава VI.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ. НОТАРИАТ. АДВОКАТУРА

 

Статья 44. Осуществление судебной власти

 

1. Судебную власть на территории области осуществляют федеральные областной и районные суды общей юрисдикции, Арбитражный суд области и мировые судьи области.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

3. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 25.03.2021 N 9.

4. Полномочия мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, порядок деятельности - федеральными законами и законом Тюменской области, а порядок назначения мировых судей определяется законом Тюменской области.

 

Статья 45. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 25.03.2021 N 9.

 

Статья 46. Обеспечение деятельности мировых судей

 

1. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 04.04.2013 N 23.

2. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей осуществляется за счет средств областного бюджета.

 

Статья 47. Нотариат и нотариальная деятельность

 

1. Организация и деятельность нотариата осуществляются в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. Нотариальные действия в области совершают нотариусы государственных нотариальных контор или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица, уполномоченные на совершение этих действий.

3. Областное законодательство о нотариате должно обеспечивать доступность нотариальных услуг для граждан и организаций.

 

Статья 48. Адвокатура в области

 

1. Организация и деятельность адвокатуры в области осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2 - 3. Исключены. - Закон Тюменской области от 10.10.2003 N 160.

 

Глава VII.

ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

УСТРОЙСТВА ОБЛАСТИ

 

Статья 49. Понятие и принципы административно-территориального устройства области

 

1. Административно-территориальное устройство области есть деление территории области на определенные части - административно - территориальные образования с целью оптимальной организации государственного управления и местного самоуправления.

2. Административно-территориальное устройство области основывается на принципах:

- соблюдения гарантий местного самоуправления;

- повышения эффективности управления;

- обеспечения благоприятного развития территории;

- учета исторических, национальных, бытовых особенностей жизни населения и его интересов;

- ресурсной достаточности для самостоятельного функционирования и социально-экономического развития территории.

3. Изменения административно-территориального устройства области осуществляются в установленном законом порядке.

Правительство области ведет учет и регистрацию изменений административно-территориального устройства области.

 

Статья 50. Административно-территориальные образования в области

 

1. В составе Тюменской области имеются:

- районы: Абатский, Армизонский, Аромашевский, Бердюжский, Вагайский, Викуловский, Голышмановский, Заводоуковский, Исетский, Ишимский, Казанский, Нижнетавдинский, Омутинский, Сладковский, Сорокинский, Тобольский, Тюменский, Уватский, Упоровский, Юргинский, Ялуторовский, Ярковский;

- города: Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск, Заводоуковск.

На территории входящего в ее состав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находятся:

- районы: Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский;

- города: Белоярский, Когалым, Лангепас, Лянтор, Нефтеюганск, Нижневартовск, Мегион, Нягань, Радужный, Покачи, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Пыть-Ях, Югорск.

На территории входящего в ее состав Ямало-Ненецкого автономного округа находятся:

- районы: Надымский, Красноселькупский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский;

- города: Губкинский, Лабытнанги, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард, Муравленко.

2. Виды, категории и статус административно-территориальных образований определяются законом области и законами автономных округов.

 

Глава VIII.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Статья 51. Основные начала организации местного самоуправления в Тюменской области

 

1. Местное самоуправление в Тюменской области гарантируется Конституцией Российской Федерации и осуществляется на всей территории области в поселениях, муниципальных районах и городских округах.

2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения.

3. Местное самоуправление в области осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации, области и автономных округов как непосредственно - путем выборов, местных референдумов, собраний (сходов), так и через выборные и другие органы местного самоуправления, а также органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты микрорайонов и др.).

4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти области.

Структура и организационные формы местного самоуправления определяются населением муниципального образования самостоятельно с учетом общих принципов организации местного самоуправления, установленных федеральным, областным и окружным законодательствами.

 

Статья 52. Формы местного самоуправления

 

1. Местное самоуправление осуществляется населением посредством сходов, выборными органами местного самоуправления или в иных формах.

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданами посредством собраний и конференций, а также органов территориального общественного самоуправления (советов, комитетов микрорайонов и др.) на основе Положений об организации территориального общественного самоуправления, принимаемых представительными органами местного самоуправления.

 

Статья 53. Финансово-экономические основы местного самоуправления

 

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют природные ресурсы, находящиеся в границах территории муниципального образования, муниципальная собственность, местные финансы, государственная собственность, переданная органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, а также иная собственность, необходимая для решения вопросов местного значения.

2. Муниципальное образование самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.

В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и иные природные ресурсы, средства местного бюджета, муниципальные банки, муниципальные предприятия, учреждения и организации, муниципальный жилищный фонд, другое движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности муниципального образования.

Управление муниципальной собственностью осуществляют соответствующие органы и должностные лица местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок распоряжения муниципальной собственностью устанавливается представительными органами местного самоуправления.

3. Финансовую основу местного самоуправления составляют местный бюджет, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы.

 

Статья 54. Правовые основы местного самоуправления

 

1. Организация и деятельность местного самоуправления в области регулируются федеральными законами, настоящим Уставом, законами области, автономных округов, а также уставами муниципальных образований, подлежащими государственной регистрации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

2. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования.

 

Статья 55. Правовые гарантии местного самоуправления

 

1. Органы государственной власти области и автономных округов не вправе вмешиваться в осуществление деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, в том числе принимать решения, выходящие за пределы их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, законами области и округов.

2. Уменьшение доходов и дополнительные расходы местных бюджетов, возникшие в результате решений органов государственной власти области или автономных округов, принятых в пределах их компетенции, должны быть компенсированы органами государственной власти области и автономных округов в порядке и в сроки, устанавливаемые одновременно с принятием соответствующего решения.

Органы и должностные лица местного самоуправления при получении решений органов государственной власти области и автономных округов, реализация которых влечет за собой дополнительные расходы органов местного самоуправления, вправе предложить органам, принявшим данное решение, компенсировать соответствующие расходы или отказаться от выполнения таких решений.

3. Права местного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти области и автономных округов.

4. Органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, нарушающих права и законные интересы населения муниципальных образований, а также права органов и должностных лиц местного самоуправления.

5. Органы государственной власти, предприятия и организации, общественные объединения, граждане несут ответственность перед населением муниципального образования, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием населению муниципального образования, в порядке, установленном законодательством.

6. Органы государственной власти области принимают и осуществляют программу поддержки местного самоуправления в области с целью оказания содействия населению области в реализации права на самоуправление.

7. Официальные предложения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению теми государственными органами, организациями и учреждениями, в которые эти предложения направлены. О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу местного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ.

 

Статья 56. Отношения органов государственной власти области с органами местного самоуправления

 

1. Органы местного самоуправления могут наделяться законами области отдельными государственными полномочиями Тюменской области при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления законом области, подконтрольна органам государственной власти области. В случае необеспеченности государственных полномочий материальными и финансовыми средствами органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий.

2 - 3. Исключены. - Закон Тюменской области от 07.12.2000 N 236.

 

Статья 57. Разрешение конфликтов и споров между органами государственной власти и местного самоуправления

 

Споры и конфликты между органами государственной власти Тюменской области, органами государственной власти автономных округов и органами местного самоуправления рассматриваются в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

 

Глава IX.

ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

 

Статья 58. Обеспечение законности

 

1. Органы государственной власти области, автономных округов обеспечивают на территории области исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава области, договора между областью и автономными округами, областных и окружных законов и иных нормативных правовых и ненормативных правовых актов.

2. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать все нормативные правовые и ненормативные правовые акты, действующие на территории области.

3. Обеспечение законности и охрана общественного порядка строится на принципах соблюдения личных свобод, прав и законных интересов граждан, находящихся в Тюменской области.

4. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение нормативных правовых и ненормативных правовых актов области несут все субъекты права, находящиеся на территории области.

 

Статья 59. Охрана правопорядка

 

1. Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности на территории области осуществляется правоохранительными органами, созданными и осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством.

2. На территории области действуют федеральные органы службы безопасности, условия деятельности которых определяются Федеральным законом.

 

Статья 60. Исключена. - Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 293.

 

Статья 61. Счетная палата Тюменской области

 

1. Счетная палата Тюменской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Тюменской области, образуемым Тюменской областной Думой и подотчетным ей.

2. Счетная палата Тюменской области является государственным органом Тюменской области и обладает правами юридического лица.

3. Счетная палата Тюменской области обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Деятельность Счетной палаты Тюменской области не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий Тюменской областной Думы.

4. Счетная палата Тюменской области образуется в составе председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты Тюменской области.

5. Полномочия, состав и порядок деятельности Счетной палаты Тюменской области устанавливаются настоящим Уставом и Законом Тюменской области в соответствии с федеральными законами.

6. Финансирование Счетной палаты Тюменской области осуществляется за счет средств областного бюджета.

 

Глава X.

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ УСТАВА ОБЛАСТИ.

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ ОБЛАСТИ

 

Статья 62. Порядок принятия Устава области

 

Устав области принимается областной Думой большинством, не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.

 

Статья 63. Внесение изменений в Устав области

 

1. Проект закона области о внесении изменений в Устав области вправе вносить Губернатор области, комитеты областной Думы, группа депутатов областной Думы численностью не менее чем одна четверть от установленного числа депутатов, не менее чем одна треть органов местного самоуправления области, органы государственной власти автономных округов.

2. Изменения вносятся в Устав области областным законом, принятым областной Думой большинством, не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.

3. Устав области или Закон о внесении изменений в Устав области, принятый областной Думой, в течение десяти дней направляется Губернатору области для подписания и обнародования в соответствии со статьей 32 настоящего Устава.

 

Глава XI.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1 - 6. Исключены. - Закон Тюменской области от 10.10.2003 N 160.

7. Утратила силу. - Закон Тюменской области от 25.03.2021 N 9.

8. Исключена. - Закон Тюменской области от 10.10.2003 N 160.

 

Председатель областной Думы

Н.П.БАРЫШНИКОВ

 

Глава Администрации области

Л.Ю.РОКЕЦКИЙ

г. Тюмень

30 июня 1995 года

N 6

Устав Тюменской области от 30.06.1995 N 6