Постановление Правительства Тюменской области от 28.03.2025 N 175-п "О территориальной подсистеме Тюменской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений некоторых нормативных правовых актов "
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 марта 2025 г. | N | 175-п |
г. Тюмень
О территориальной подсистеме Тюменской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений некоторых нормативных правовых актов |
|
Во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»:
1. Утвердить Положение о территориальной подсистеме Тюменской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
2. Функции органов управления Тюменской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возложить на исполнительные органы государственной власти Тюменской области, организации и учреждения, расположенные в Тюменской области, согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления:
создать постоянно действующие органы управления (комитеты, управления, отделы), уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
компетенцию и полномочия органов управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определить в положениях о них;
исключить наделение органов управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций полномочиями, не предусмотренными законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Признать утратившими силу:
постановление Администрации Тюменской области от 27.12.2004 N 230-пк "О территориальной подсистеме Тюменской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
постановление Правительства Тюменской области от 08.08.2005 N 129-п "О внесении изменений и дополнений в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
постановление Правительства Тюменской области от 17.10.2005 N 198-п "О внесении изменений и дополнений в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
постановление Правительства Тюменской области от 21.05.2007 N 117-п "О внесении изменения в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
постановление Правительства Тюменской области от 31.12.2008 N 383-п "О внесении изменений и дополнений в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
постановление Правительства Тюменской области от 12.10.2009 N 291-п "О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты»;
постановление Правительства Тюменской области от 11.04.2011 N 117-п "О внесении изменений и дополнений в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
постановление Правительства Тюменской области от 04.06.2012 N 208-п "О внесении изменения в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
постановление Правительства Тюменской области от 24.12.2012 N 543-п "О внесении изменений в постановление от 27.12.2004 N 230-пк;
постановление Правительства Тюменской области от 20.11.2013 N 502-п « О внесении изменений в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
постановление Правительства Тюменской области от 09.06.2014 N 298-п "О внесении изменений в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
постановление Правительства Тюменской области от 22.09.2015 N 437-п "О внесении изменений в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
постановление Правительства Тюменской области от 08.11.2017 N 541-п "О внесении изменений в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
постановление Правительства Тюменской области от 06.12.2019 N 452-п "О внесении изменений в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
пункт 4 постановления Правительства Тюменской области от 02.03.2020 N 87-п "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов»;
постановление Правительства Тюменской области от 25.03.2021 N 146-п "О внесении изменений в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
постановление Правительства Тюменской области от 04.03.2022 N 89-п "О внесении изменений в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
постановление Правительства Тюменской области от 12.08.2022 N 580-п "О внесении изменений в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
пункт 1 постановления Правительства Тюменской области от 12.05.2023 N 249-п "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты»;
постановление Правительства Тюменской области от 20.07.2023 N 451-п "О внесении изменений в постановление от 27.12.2004 N 230-пк»;
постановление Правительства Тюменской области от 17.08.2023 N 528-п "О внесении изменения в постановление от 27.12.2004 N 230-пк».
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Тюменской области, координирующего и контролирующего деятельность Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области.
Губернатор области А.В. Моор
| Приложение N1 к постановлению Правительства Тюменской области от 28 марта 2025 г. N 175-п |
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
1. Настоящее Положение определяет порядок организации, функционирования территориальной подсистемы Тюменской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — подсистема, чрезвычайные ситуации).
2. Подсистема объединяет координационные органы подсистемы, постоянно действующие органы управления подсистемы, органы повседневного управления подсистемы, силы и средства исполнительных органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. Подсистема включает в себя: региональный, муниципальный и объектовый уровни. На муниципальном и объектовом уровне создаются звенья подсистемы.
4. Общее руководство деятельностью подсистемы осуществляет Губернатор Тюменской области.
5. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования звеньев подсистемы определяются положениями об этих звеньях, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления, руководителями объектов.
6. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» основными задачами подсистемы являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Тюменской области, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
- реализация государственных (муниципальных) программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Тюменской области;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
- прогнозирование угрозы возникновения и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций в Тюменской области;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- подготовка к проведению эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях, организация их проведения и всестороннего обеспечения;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, и оказанию населению психологической помощи, проведение гуманитарных акций;
- организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.
7. На каждом уровне подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил подсистемы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
8. Координационными органами являются:
- на региональном уровне - Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тюменской области;
- на муниципальном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;
- на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляется соответственно Правительством Тюменской области, органами местного самоуправления и организациями. Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании.
9. Задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тюменской области и муниципальных образований определяются законодательством Российской Федерации и положениями о соответствующих комиссиях.
10. Постоянно действующими органами управления подсистемы являются:
на региональном уровне - Главное управление МЧС России по Тюменской области;
на муниципальном уровне - создаваемые при органах местного самоуправления органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующие органы управления подсистемы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
Для осуществления экспертной поддержки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах при постоянно действующих органах управления подсистемы могут создаваться экспертные советы.
11. Органами повседневного управления подсистемы являются:
на региональном уровне - Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тюменской области, организации (подразделения) исполнительных органов государственной власти Тюменской области, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
на муниципальном уровне - создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Органы повседневного управления подсистемы создаются для обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Компетенция и полномочия органов повседневного управления подсистемы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.
11.1. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления подсистемы и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами подсистемы, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Тюменской области, исполнительных органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в установленном порядке осуществляют:
на региональном уровне - Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тюменской области;
на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
12. Размещение органов управления подсистемы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
13. К силам и средствам подсистемы относятся специально подготовленные силы и средства исполнительных органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств подсистемы определяется Правительством Тюменской области.
Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального характера в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
14. В состав сил и средств каждого уровня подсистемы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Перечень сил постоянной готовности подсистемы утверждается Правительством Тюменской области по согласованию с Главным управлением МЧС России по Тюменской области.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их исполнительные органы государственной власти Тюменской области, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
15. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в Тюменской области осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления.
16. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления подсистемы.
17. Силы и средства Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Силы и средства Главного управления МЧС России по Тюменской области применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
18. Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет Главное управление МЧС России по Тюменской области.
19. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Главным управлением МЧС России по Тюменской области, органами государственного надзора и контроля, а также территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Тюменской области, исполнительными органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.
20. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
резервы финансовых и материальных ресурсов Тюменской области, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством Тюменской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.
Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
21. Управление подсистемой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил подсистемы.
22. Информационное обеспечение в подсистеме осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер вызова экстренных оперативных служб «112».
Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Тюменской области, исполнительными органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления и организациями в Порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Тюменской области от 20.06.2012 N 238-п "О Порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Тюменской области».
23. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках подсистемы осуществляется на основе плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Тюменской области, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций.
Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках подсистемы осуществляет Главное управление МЧС России по Тюменской области.
24. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями Губернатора Тюменской области, глав местных администраций муниципальных образований и руководителей организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
25. Решениями Губернатора Тюменской области, глав местных администраций муниципальных образований и руководителей организаций о введении для соответствующих органов управления и сил подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
Губернатор Тюменской области, главы местных администраций муниципальных образований и руководители организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил подсистемы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
26. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, Губернатор Тюменской области, главы местных администраций муниципальных образований и руководители организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил подсистемы.
27. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера режимы функционирования органов управления и сил подсистемы могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или решениями Правительства Российской Федерации.
28. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами подсистемы, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
разработка и реализация государственных (муниципальных) программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления и сил подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил подсистемы на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам подсистемы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
оповещение руководителей исполнительных органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств подсистемы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Тюменской области, исполнительных органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.
29. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «а» статьи 3 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении», для органов управления и сил подсистемы устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «б» указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы подсистемы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
29.1. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливается в рамках подсистемы один из следующих уровней реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования):
объектовый уровень реагирования;
местный уровень реагирования;
региональный уровень реагирования;
Уровни реагирования устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
29.2. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования (объектового, местного, регионального для соответствующих органов управления и сил подсистемы) должностное лицо, установленное подпунктами «а» - «в» пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с пунктом 10 указанной статьи.
Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации готовит для должностного лица, указанного в подпунктах «а» - «в» пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предложения о принятии дополнительных мер, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
Порядок реализации и отмены указанных дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определен приказом МЧС России от 22.01.2013 N 33 "Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
29.3. При отмене режима чрезвычайной ситуации, а также при устранении обстоятельств, послуживших основанием для установления уровня реагирования (объектового, местного, регионального), должностным лицом, определенным подпунктами «а» - «в» пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», отменяются установленные уровни реагирования.
30. Ликвидация чрезвычайных ситуаций:
локального характера осуществляется силами и средствами организации;
муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;
межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, исполнительных органов государственной власти Тюменской области, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами исполнительных органов государственной власти Тюменской области, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
31. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с исполнительными органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
32. Финансовое обеспечение функционирования подсистемы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Финансирование государственных (муниципальных) программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Тюменской области.
33. Порядок организации и осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, а также проведения аварийно-спасательных работ, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными и иными нормативными правовыми актами в области пожарной безопасности, в том числе техническими регламентами.
Тушение пожаров в лесах осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
| Приложение N 2 к постановлению Правительства Тюменской области от 28 марта 2025 г. N 175-п |
ФУНКЦИИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ВОЗЛОЖЕННЫЕ НА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Департамент здравоохранения Тюменской области
Организация разработки научно-методических основ подготовки службы медицины катастроф в Тюменской области и ее работы при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Организация взаимодействия входящих в нее сил и средств, а также подготовки, усовершенствования и аттестации специалистов службы медицины катастроф.
Обеспечение функционирования и развития службы медицины катастроф Тюменской области.
Разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной медицинской помощи и лечения пострадавшего населения с учетом характера чрезвычайных ситуаций.
Организация и руководство медико-санитарного и психологического обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и террористических актов.
Организация и проведение комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение постоянной готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений медицинской службы.
Координация и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Сбор, обобщение, анализ и представление информации органам государственной власти и органам управления подсистемы данных о пострадавших и больных в зонах чрезвычайных ситуаций.
Создание запасов медицинского имущества и лекарственных средств, прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, выработка рекомендаций и разработка мер по их снижению.
Разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
Департамент образования и науки Тюменской области
Организация подготовки кадров специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация обучения студентов и школьников основам безопасности жизнедеятельности.
Департамент недропользования и экологии Тюменской области
Организует и обеспечивает в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды, а также разрабатывает предложения по финансированию мероприятий, реализуемых в Тюменской области в рамках принятых программ экологической направленности, организует их выполнение.
Методическое руководство работами по ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и контроль за ходом работ.
Организация работ по прогнозированию изменения экологической обстановки в районах размещения потенциально опасных объектов и интенсивной хозяйственной деятельности, в том числе при чрезвычайных ситуациях.
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области
Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в состав отрасли.
Осуществление контроля за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными и токсичными веществами. Обеспечение рационального ведения сельскохозяйственного производства на загрязненных территориях.
Организация и координация работ по эпизоотическому, фитопатологическому и токсикологическому контролю, ликвидации эпизоотий и й.
Обеспечение оперативного получения, обработки и выдачи необходимой для сельскохозяйственного производства информации о чрезвычайных ситуациях.
Организация производства и поставок продовольствия для снабжения населения, пострадавшего при чрезвычайной ситуации.
Департамент социального развития Тюменской области
Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, и оказание психологической помощи.
Организация и координация работ по возмещению ущерба, причиненного гражданам вследствие чрезвычайной ситуации.
Подготовка предложений о порядке предоставления льгот и размерах компенсаций за проживание в зоне чрезвычайной ситуации.
Главное управление строительства Тюменской области
Способствует устойчивому развитию Тюменской области путем обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности населения, эффективного развития и совершенствования инженерно-транспортной, производственной и социальной инфраструктуры.
При осуществлении градостроительной деятельности обеспечивает разработку и утверждение документов территориального планирования, документации по планировке территорий, в том числе территории для размещения объектов регионального значения, региональных нормативов градостроительного проектирования с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны.
В рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством принимает меры по соблюдению органами местного самоуправления и иными субъектами градостроительных отношений положений и требований безопасности строительства, законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, безопасности гидротехнических сооружений, промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Организует и обеспечивает подготовку учреждений, находящихся в ведении Главного управления строительства Тюменской области, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
Обеспечивает готовность сил и средств подсистемы, создаваемых на базе Главного управления строительства Тюменской области, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Тюменской области.
Департамент финансов Тюменской области
Финансовое обеспечение работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в соответствии с действующими нормативными документами).
Обеспечение резерва финансовых средств на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Департамент лесного комплекса Тюменской области
Прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на землях лесного фонда, а также находящихся в собственности Тюменской области.
Организация и обеспечение проведения мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами и с массовым распространением болезней и вредителей лесной растительности в лесах, расположенных на землях лесного фонда, а также находящихся в собственности Тюменской области.
Организация и координация мероприятий по тушению лесных пожаров в лесах на территории Тюменской области.
Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области
Обеспечение горячим питанием личного состава формирований, выполняющих задачи по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение горячим питанием населения, пострадавшего (эвакуированного) при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Выдача (при необходимости) продуктов в виде сухих пайков командирам нештатных аварийно-спасательных формирований, аварийно-спасательных формирований и пострадавшему населению.
Создание, подготовка подвижных пунктов питания и продовольственного снабжения, руководство их действиями.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области
В пределах своей компетенции принимает меры по предупреждению ситуаций, которые могут привести к нарушению устойчивого функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства области, и ликвидации их последствий.
Принимает участие в подготовке заключений на выделение средств резервного фонда области для проведения аварийно-восстановительных работ объектов жилищно-коммунального хозяйства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.
Обеспечивает готовность сил и средств подсистемы, создаваемых на базе организаций, в отношении которых Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области осуществляет функции учредителя.
Осуществляет сбор и анализ информации об объеме, номенклатуре и местах размещения аварийного запаса оборудования и материалов, создаваемых органами местного самоуправления, о составе резервных источников электроснабжения, создаваемых в территориальных сетевых организациях.
Управление ветеринарии Тюменской области
Организация ликвидации очагов заболеваний в Тюменской области путем подготовки и представления на утверждение Губернатора Тюменской области проекта постановления об установлении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) по особо опасным болезням животных.
Организация ликвидации очагов заболеваний в Тюменской области путем установления (отмены) ограничительных мероприятий (карантина) по заразным болезням животных, за исключением особо опасных.
Организация деятельности областной чрезвычайной противоэпизоотической комиссии.
Организация проведения диагностических мероприятий, вакцинации животных и их лечения.
Проведение ветеринарного мониторинга состояния здоровья животных и ветеринарно-санитарной безопасности продукции, которая подлежит сопровождению ветеринарными сопроводительными документами.
Разработка совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (Управление Роспотребнадзора по Тюменской области) мероприятий по профилактике болезней, общих для человека и животных.
Изучение ветеринарно-санитарного и эпизоотического состояния объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства, и на основе анализа разработка соответствующих мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных в случае возникновения.
Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области
организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тюменской области;
участие в комплексных учениях по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;
разработка паспорта безопасности Тюменской области;
формирование перечня сил и средств постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Тюменской области;
разработка и реализация государственной программы Тюменской области по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
организация мероприятий по подготовке и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечение установления регионального уровня реагирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
обеспечение проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
организация информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также подготовки обращений при недостаточности собственных сил и средств к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
организация создания резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
содействие федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
организация сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена такой информацией, организация, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Тюменской области.
Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области
информирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с использованием средств массовой информации;
информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов;
содействие устойчивому функционированию организаций, подведомственных Департаменту по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области, в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
Департамент информатизации Тюменской области
обеспечение функционирования информационной системы «Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения»;
обеспечение устойчивого функционирования электронного Правительства Тюменской области в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.
Государственное казенное учреждение Тюменской области «Тюменская областная служба экстренного реагирования»
поисково-спасательные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в пределах средств областного бюджета, выделяемых на эти цели;
сбор информации и формирование базы данных подсистемы;
подготовка руководителей и работников исполнительных органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных на решение задач по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
поддержание в постоянной готовности автоматизированной системы централизованного оповещения населения;
осуществление сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена такой информацией, обеспечение, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.