Правовые акты Тюменской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов

Постановление Правительства Тюменской области от 17.03.2025 N 149-п "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии "

Постановление Правительства Тюменской области от 17.03.2025 N 149-п "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии	"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

17 марта 2025 г.

N

149-п

г. Тюмень

Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии

 

 

 

В соответствии со статьей 3.2 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»:

1. Утвердить Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Тюменской области, координирующего и контролирующего деятельность Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области.

 

 

Губернатор области                                                                                          А.В. Моор

 

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Тюменской области

от 17 марта 2025 г. N 149-п

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

 

I. Общие положения

1. Настоящее Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии (далее – Положение) устанавливает порядок организации деятельности по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии (далее - региональный государственный контроль (надзор)) в Тюменской области.

2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами следующих обязательных требований, установленных Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о туристской деятельности) и принимаемыми в соответствии с Федеральным законом о туристской деятельности нормативными правовыми актами:

а) в отношении деятельности, связанной с использованием средств размещения, в отношении которых распространяется действие статьи 5.1 Федерального закона о туристской деятельности, за исключением санаторно-курортных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, к предмету регионального государственного контроля (надзора) относится соблюдение следующих обязательных требований:

наличие сведений о средстве размещения в реестре классифицированных средств размещения;

соответствие средства размещения требованиям к соответствующему типу средств размещения, установленным Положением о классификации средств размещения, утвержденным в соответствии с частью первой статьи 5.1 Федерального закона о туристской деятельности;

соответствие средства размещения типу и (или) типу и категории, указанным в реестре классифицированных средств размещения;

соответствие типа и (или) категории средства размещения, используемых в рекламе, названии средства размещения, а также в деятельности, связанной с использованием средства размещения, типу и (или) категории, указанным в реестре классифицированных средств размещения;

наличие ссылки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») на запись в реестре классифицированных средств размещения, содержащую сведения о средстве размещения, а также соответствие сведений о средстве размещения, представленных в информации о предоставлении услуг средства размещения, гостиничных услуг на сайте владельца агрегатора информации об услугах или владельца сервиса размещения объявлений в сети «Интернет», аналогичным сведениям о средстве размещения, указанным в реестре классифицированных средств размещения;

соблюдение правил оказания гостиничных услуг, услуг средств размещения (при наличии) (за исключением требований, относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей);

б) в отношении деятельности, связанной с использованием горнолыжных трасс или пляжей, к предмету регионального государственного контроля (надзора) относится соблюдение обязательных требований в части соответствия категории горнолыжной трассы или категории пляжа, используемых в рекламе, названии горнолыжной трассы или пляжа и деятельности, связанной с использованием горнолыжной трассы или пляжа, категории горнолыжной трассы или пляжа, указанным в реестре классифицированных горнолыжных трасс или реестре классифицированных пляжей;

в) в отношении деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков к предмету регионального государственного контроля (надзора) относится соблюдение следующих обязательных требований:

наличие действующей аттестации и нагрудной идентификационной карточки экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков при оказании ими услуг;

соблюдение правил оказания услуг экскурсоводом (гидом) и гидом-переводчиком (за исключением требований, относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей);

г) в отношении деятельности инструкторов-проводников к предмету регионального государственного контроля (надзора) относится соблюдение следующих обязательных требований:

наличие действующей аттестации и нагрудной идентификационной карточки у инструктора-проводника при оказании им услуг;

направление инструктором-проводником уведомления о сопровождении туристов (экскурсантов) на туристском маршруте, требующем специального сопровождения;

сопровождение туристов (экскурсантов) инструктором-проводником при посещении (прохождении) туристских маршрутов, требующих специального сопровождения;

соблюдение правил оказания услуг инструктора-проводника (за исключением требований, относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей).

3. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Департаментом потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее – Департамент).

4. Должностными лицами Департамента, уполномоченными на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

1) директор Департамента;

2) заместитель директора Департамента.

5. Должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), являются:

1) директор Департамента;

2) заместитель директора Департамента;

3) начальник отдела контрольной деятельности;

4) главный специалист отдела контрольной деятельности;

5) начальник управления торговли и туризма (в части осуществления информирования и консультирования);

6) начальник юридического отдела (в части осуществления информирования и консультирования);

7) главный специалист юридического отдела (в части осуществления информирования и консультирования);

8) начальник отдела проектного развития и продвижения (в части осуществления информирования и консультирования);

9) главный специалист отдела проектного развития и продвижения (в части осуществления информирования и консультирования).

6. Объектами регионального государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:

а) деятельность, действия (бездействие):

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (в случаях, установленных федеральными законами), осуществляющих деятельность, связанную с использованием средств размещения;

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с использованием горнолыжных трасс;

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с использованием пляжей;

организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим и предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков;

организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим и предоставляющих услуги инструкторов-проводников;

владельцев агрегаторов информации об услугах, владельцев сервисов объявлений в части размещения информации о предоставлении услуг средств размещения, гостиничных услуг.

б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, оборудование, устройства, предметы, используемые для осуществления деятельности, связанной с использованием:

средств размещения;

горнолыжных трасс;

пляжей.

7. Департамент осуществляет учет объектов регионального государственного контроля (надзора) посредством:

а) обработки и анализа информации, содержащейся в едином реестре объектов классификации в сфере туристской индустрии, едином федеральном реестре инструкторов-проводников, едином федеральном реестре экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков;

б) сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах регионального государственного контроля (надзора), представляемой Департаменту федеральными органами власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации, в том числе размещенной в сети «Интернет».

 

II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

8. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.

9. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия устанавливаются индикаторы риска нарушения обязательных требований согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

10. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

11. В рамках регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, отнесение объектов контроля к категориям риска не осуществляется, критерии риска не устанавливаются.

 

III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

12. Департамент ежегодно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики), состоящую из разделов, предусмотренных частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 248-ФЗ).

13. Программа профилактики утверждается решением уполномоченного должностного лица Департамента ежегодно не позднее 20 декабря предшествующего года и размещается на официальном сайте Департамента в сети «Интернет» в течение 5 календарных дней со дня утверждения.

14. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Департаментом могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

15. Информирование:

15.1. Департаментом осуществляется информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.

Актуальная информация, относящаяся к предмету осуществления регионального государственного контроля (надзора), размещается на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в сети «Интернет» (https://admtyumen.ru).

16. Обобщение правоприменительной практики:

16.1. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения задач, предусмотренных частью 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ.

16.2. По итогам обобщения правоприменительной практики Департамент ежегодно готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Департамента (далее - доклад о правоприменительной практике).

16.3. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом директора Департамента и размещается на странице Департамента на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в сети «Интернет» не позднее 15 марта года, следующего за отчетным годом.

17. Объявление предостережения:

17.1. В случае объявления Департаментом контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемое лицо в течение 10 календарных дней со дня получения предостережения вправе подать в отношении этого предостережения возражение.

17.2. Возражение в отношении предостережения направляется на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Департамента, либо с использованием единого портала государственных (муниципальных) услуг (функций) и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг, либо иными указанными в предостережении способами.

17.3. Возражение в отношении предостережения должно содержать:

а) фамилию, имя и отчество (при наличии), сведения о месте жительства контролируемого лица – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения контролируемого лица – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;

б) сведения о предостережении и должностном лице, направившем такое предостережение;

в) доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с предостережением (с приложением подтверждающих указанные доводы сведений и (или) документов).

17.4. В случае если из представленных контролируемым лицом сведений и (или) документов невозможно достоверно определить сведения, указанные в подпунктах «а» и (или) «б» пункта 17.3 настоящего Положения, возражение в отношении предостережения в течение 3 рабочих дней со дня поступления в Департамент возвращается контролируемому лицу без рассмотрения с указанием причин невозможности рассмотрения и разъяснением порядка надлежащего обращения.

17.5. Возражение в отношении предостережения рассматривается должностными лицами Департамента в течение 15 рабочих дней со дня поступления такого возражения в Департамент.

17.6. Информация о результатах рассмотрения возражения в отношении предостережения направляется контролируемому лицу, представившему возражение, в срок, предусмотренный подпунктом 17.5 пункта 17 настоящего Положения.

17.7. Департамент осуществляет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Учет объявленных предостережений осуществляется в журнале учета профилактических мероприятий.

18. Консультирование:

18.1. Должностные лица Департамента, указанные в пункте 5 настоящего Положения, по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.

18.2. Должностные лица Департамента, указанные в пункте 5 настоящего Положения, осуществляют консультирование по следующим вопросам:

1) обязательные требования, предъявляемые к деятельности контролируемых лиц;

2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора);

3) предмет регионального государственного контроля (надзора);

4) состав и порядок осуществления профилактических мероприятий;

5) порядок обжалования решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц;

6) порядок подачи возражений на предостережение.

18.3. Письменное консультирование осуществляется по вопросам, предусмотренным подпунктом 18.2 пункта 18 Положения, при условии письменного обращения контролируемого лица в Департамент посредством направления обращения почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

По итогам рассмотрения письменного обращения информация предоставляется контролируемому лицу в письменной форме в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

18.4. Консультирование может осуществляться должностным лицом Департамента следующими способами: по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, письменно при поступлении письменного обращения в соответствии с подпунктом 18.3 пункта 18 Положения либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Запись на консультирование может производиться с использованием единого портала государственных (муниципальных) услуг (функций).

Консультирование осуществляется без взимания платы.

18.5. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц осуществляется посредством размещения на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в сети «Интернет» (https://admtyumen.ru) письменного разъяснения, подписанного директором (заместителем директора) Департамента, по результатам ежеквартального анализа поступивших обращений.

18.6. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Департамента, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенной в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы.

18.7. Информация, ставшая известной в ходе консультирования, не может использоваться в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

19. Профилактический визит:

19.1. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы должностным лицом Департамента, указанным в пункте 5 настоящего Положения, по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».

19.2. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, из числа требований, соблюдение которых включено в предмет регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения, а должностное лицо Департамента, указанное в пункте 5 настоящего Положения, осуществляет ознакомление с объектом контроля и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

19.3. Профилактический визит проводится по инициативе Департамента (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.

19.4. Профилактические визиты по инициативе контролируемого лица проводятся в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ.

19.5. Обязательный профилактический визит в рамках регионального государственного контроля (надзора) проводится в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ.

19.6. В случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ, обязательный профилактический визит проводится не позднее шести месяцев со дня представления контролируемыми лицами уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в отношении вида деятельности по предоставлению гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания.

 

IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)

20. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) осуществляется в форме внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.

21. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимает уполномоченное должностное лицо Департамента, указанное в пункте 4 настоящего Положения.

22. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ, а также перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).

23. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами Департамента в целях фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи, в том числе с использованием мобильного приложения «Инспектор». Решение о необходимости использования собственных технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностными лицами Департамента самостоятельно.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

24. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

25. К отношениям, связанным с предметом регионального государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ.

26. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) без взаимодействия с контролируемым лицом на основании заданий уполномоченных должностных лиц Департамента, указанных в пункте 4 настоящего Положения, проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

27. Наблюдение за соблюдением обязательных требований:

27.1. Наблюдение за соблюдением обязательных требований осуществляется на основании задания должностного лица Департамента, указанного в пункте 4 настоящего Положения. Задание включает перечень обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований, сроки проведения соответствующего наблюдения за соблюдением обязательных требований, перечень сведений, представляемых должностным лицом Департамента, осуществляющим наблюдение за соблюдением обязательных требований, по результатам осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований.

27.2. В случае выявления по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований нарушения обязательных требований, указанных в абзацах втором, пятом, шестом подпункта «а», подпункте «б», абзацах третьем, пятом (в части наличия ссылки на реестровую запись (реестровые записи) об инструкторе-проводнике (инструкторах-проводниках), сопровождающем (сопровождающих) туристов (экскурсантов) при прохождении туристского маршрута, в едином федеральном реестре инструкторов-проводников) подпункта «г» пункта 2 настоящего Положения, Департамент составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия и выдает контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

27.3. В случае выявления по результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований признаков нарушения обязательных требований, указанных в пункте 2 настоящего Положения, за исключением обязательных требований, указанных в подпункте 27.2 пункта 27 настоящего Положения, Департамент принимает одно из следующих решений:

а) объявляет предостережение о необходимости соблюдения обязательных требований;

б) принимает решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом с учетом настоящего раздела.

28. Выездное обследование:

28.1. Выездное обследование осуществляется в отношении контролируемых лиц и (или) общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов в целях оценки соблюдения обязательных требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 2 настоящего Положения, на основании задания должностного лица Департамента, указанного в пункте 4 настоящего Положения. Задание включает перечень обязательных требований, из числа указанных в пункте 2 настоящего Положения, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках выездного обследования, сроки проведения выездного обследования, перечень контролируемых лиц и (или) общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов, в отношении которых проводится выездное обследование, перечень сведений, представляемых должностным лицом Департамента, осуществляющим выездное обследование, по результатам осуществления выездного обследования.

28.2. Задание, предусмотренное подпунктом 28.1 пункта 28 настоящего Положения, выдается в том числе в случае поступления в Департамент сведений, предусмотренных пунктом 3 статьи 418.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

28.3. В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);

в) экспертиза.

28.4. В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушения обязательных требований, указанных в абзацах втором, седьмом (в части наличия действующей классификации средства размещения) подпункта «а» пункта 2 настоящего Положения, допускается незамедлительное проведение контрольной закупки в соответствии с частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ.

28.5. В случае выявления по результатам выездного обследования признаков нарушения обязательных требований, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения, за исключением обязательных требований, указанных в подпункте 28.4 пункта 28 настоящего Положения, Департамент принимает одно из следующих решений:

а) выдает предписание об устранении нарушений обязательных требований;

б) объявляет предостережение о необходимости соблюдения обязательных требований;

в) принимает решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом с учетом настоящего раздела.

29. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Департаментом проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом:

1) контрольная закупка;

2) мониторинговая закупка;

3) инспекционный визит;

4) выездная проверка.

30. Контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные пунктом 29 настоящего Положения, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4, 5, 7, 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе в случаях, предусмотренных подпунктом 27.3 пункта 27, подпунктами 28.4, 28.5 пункта 28 настоящего Положения.

31. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными статьей 65 Федерального закона N 248-ФЗ.

32. Организация внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ.

33. Контрольная закупка:

33.1. В ходе контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) эксперимент.

33.2. Контрольная закупка проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований, указанных в абзацах втором, седьмом (в части наличия действующей классификации средства размещения) подпункта «а», абзаце втором подпункта «в», абзацах втором, четвертом подпункта «г» пункта 2 настоящего Положения.

33.3. Контрольная закупка проводится по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо по месту нахождения объекта контроля, либо с использованием почтовой связи, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.

33.4. Контрольная закупка (за исключением дистанционной контрольной закупки) проводится в присутствии двух свидетелей или двух должностных лиц Департамента либо с применением видеозаписи. В случае необходимости в целях фиксации процесса контрольной закупки при ее проведении применяются фотосъемка, аудио- и видеозапись.

34. Мониторинговая закупка:

34.1. В ходе мониторинговой закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) эксперимент;

г) инструментальное обследование;

д) истребование документов.

34.2. Мониторинговая закупка проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований, указанных в абзацах втором – пятом, седьмом (в части наличия действующей классификации средства размещения) подпункта «а», подпунктах «б»–«г» пункта 2 настоящего Положения.

34.3. Мониторинговая закупка проводится по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо по месту нахождения объекта контроля, либо с использованием почтовой связи, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.

34.4. После объявления о проведении мониторинговой закупки должностное лицо Департамента на месте составляет протокол о проведении мониторинговой закупки и проведении инструментального обследования.

35. Инспекционный визит:

35.1. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) инструментальное обследование;

5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

35.2. Инспекционный визит проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований, указанных в пункте 2 настоящего Положения.

35.3. Инспекционный визит может быть проведен с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».

35.4. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.

36. Выездная проверка:

36.1. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов;

6) отбор проб (образцов);

7) инструментальное обследование;

8) эксперимент.

36.2. Выездная проверка проводится в случае невозможности оценки соблюдения обязательных требований, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, в рамках контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пунктах 33 – 35 настоящего Положения.

36.3. Выездная проверка может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».

36.4. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

 

V. Специальный режим регионального государственного контроля (надзора), применяемый при осуществлении контроля (надзора) (постоянный рейд)

37. В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, указанных в подпунктах «в» и «г» пункта 2 настоящего Положения, региональный государственный контроль (надзор) может осуществляться в рамках постоянного рейда.

38. Должностными лицами Департамента, уполномоченными на принятие решений о проведении постоянных рейдов, являются должностные лица, указанные в пункте 4 настоящего Положения.

39. Постоянный рейд осуществляется на территории, определяемой должностными лицами Департамента, указанными в пункте 4 настоящего Положения, исходя из наличия туристских маршрутов, в том числе туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, а также объектов показа.

40. При осуществлении постоянного рейда могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться у контролируемого лица;

г) инструментальное обследование.

41. При осуществлении постоянного рейда время взаимодействия должностного лица Департамента с одним контролируемым лицом не может превышать 30 минут (в данный период времени не включается оформление акта).

42. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного рейда.

43. Составленные в ходе постоянного рейда акты, а также выданные предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований подлежат включению в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 248-ФЗ.

 

VI. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия

44. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктом 29 настоящего Положения, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.

45. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 29 настоящего Положения, акт контрольного (надзорного) мероприятия направляется в течение 5 рабочих дней со дня завершения такого контрольного (надзорного) мероприятия.

46. Акт контрольного (надзорного) мероприятия подлежит направлению контролируемому лицу в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

47. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.

48. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий Департамент принимает решения, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.

49. Предписание об устранении выявленных нарушений выдается контролируемому лицу в соответствии со статьей 90.1 Федерального закона N 248-ФЗ.

50. Наряду с решениями, принимаемыми по результатам контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с пунктом 48 настоящего Положения, Департамент вправе:

а) выдавать предписание владельцу агрегатора информации об услугах, владельцу сервиса объявлений о незамедлительном прекращении распространения информации о предоставляемых услугах средства размещения (гостиничных услугах);

б) в случае выявления несоответствия средства размещения требованиям к категории средств размещения, указанной в реестре классифицированных средств размещения, направлять в организацию, осуществляющую классификацию в сфере туристской индустрии, соответствующую информацию с запросом о предоставлении сведений о принятых мерах, направленных на устранение несоответствия средства размещения указанным требованиям, в том числе о проведении внепланового подтверждения соответствия средства размещения требованиям к присвоенной категории средства размещения;

в) принимать решения о приостановлении, возобновлении действия классификации средства размещения, а также о прекращении действия классификации средства размещения (об исключении сведений о средстве размещения из реестра классифицированных средств размещения);

г) принимать решения о прекращении аттестации экскурсовода (гида) и гида-переводчика и об исключении сведений о них из единого федерального реестра экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков.

 

VII. Обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц

51. Действия (бездействие) должностных лиц Департамента, решения, принятые ими в ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора), могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.

52. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц Департамента подается контролируемым лицом в Департамент в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) Портала услуг Тюменской области.

При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц Департамента, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в Департамент лично на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

53. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц Департамента, указанных в подпунктах 3 - 9 пункта 5 настоящего Положения, рассматривается директором Департамента или лицом, исполняющим обязанности директора.

Жалоба на решения, действия (бездействие) заместителя директора Департамента рассматривается директором Департамента.

Жалоба на решения, действия (бездействие) директора Департамента рассматривается заместителем Губернатора Тюменской области, координирующим и контролирующим деятельность Департамента.

54. Жалоба оформляется в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 41 Федерального закона N 248-ФЗ. Уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 42 Федерального закона N 248-ФЗ.

Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным должностным лицом Департамента в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования.

55. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо принимает одно из следующих решений:

а) оставляет жалобу без удовлетворения;

б) отменяет обжалуемое решение полностью или частично;

в) отменяет обжалуемое решение полностью и принимает новое решение;

г) признает обжалуемые действия (бездействие) должностных лиц незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

56. Решение Департамента, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на Едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) Портале услуг Тюменской области не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.

Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, рассматривается без использования подсистемы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне при соблюдении иных требований, предусмотренных настоящим разделом Положения.

 

VIII. Ключевые показатели регионального государственного контроля (надзора) и их целевые значения

57. При осуществлении оценки результативности и эффективности регионального государственного контроля (надзора) используются следующие ключевые показатели:

а) доля информации о предоставлении в Тюменской области услуг средств размещения, не имеющих действующей классификации, размещенной в сети «Интернет», от среднего числа размещенной в сети «Интернет» информации о предоставлении услуг средств размещения;

б) снижение доли количества услуг экскурсовода (гида) и гида-переводчика, оказываемых лицами, не имеющими соответствующую аттестацию, в Тюменской области;

в) количество физических лиц, погибших или получивших травмы при прохождении туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, проходящих в Тюменской области, за календарный год.

58. Ключевой показатель, указанный в подпункте «а» пункта 57 настоящего Положения (К1), рассчитывается по следующей формуле:

К1 =(1 -

Ск

)* 100 %;

Сср

где:

Ск – количество средств размещения, сведения о действующей классификации которых содержатся в реестре классифицированных средств размещения, находящихся в Тюменской области;

Сср – среднее значение количества карточек, предусматривающих информацию о предоставлении услуг средств размещения, находящихся в Тюменской области, рассчитываемое как сумма количества указанных карточек, размещенных не менее чем на трех сайтах владельцев агрегаторов информации об услугах, владельцев сервисов объявлений в сети «Интернет», разделенная на количество таких владельцев агрегаторов информации об услугах, владельцев сервисов объявлений, на сайтах которых в сети «Интернет» получена соответствующая информация.

59. Целевым значением ключевого показателя, указанного в подпункте «а» пункта 57 настоящего Положения, является сокращение значения соответствующего ключевого показателя за календарный год не менее чем на 10 процентных пунктов по сравнению с предыдущим календарным годом. В случае если значение ключевого показателя достигает значения ниже 5 %, целевым значением ключевого показателя, указанного в подпункте «а» пункта 57 настоящего Положения, является достижение значения указанного ключевого показателя, равного «0».

60. Ключевой показатель, указанный в подпункте «б» пункта 57 настоящего Положения (К2), рассчитывается по следующей формуле:

К2 =(1 -

Эа

)* 100 %;

Эк

где:

Эа – количество услуг, оказываемых аттестованными экскурсоводами (гидами) и гидами-переводчиками на туристских маршрутах, проходящих в Тюменской области;

Эк – количество экскурсионных услуг, оказываемых в Тюменской области.

61. Целевым значением ключевого показателя, указанного в подпункте «б» пункта 57 настоящего Положения, является сокращение значения соответствующего ключевого показателя за календарный год не менее чем на 10 процентных пунктов по сравнению с предыдущим календарным годом. В случае если значение ключевого показателя достигает значения ниже 5 %, целевым значением ключевого показателя, указанного в подпункте «б» пункта 57 настоящего Положения, является достижение значения указанного ключевого показателя, равного «0».

62. Значение ключевого показателя, указанного в подпункте «в» пункта 57 настоящего Положения, определяется на основании информации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по итогам анализа сведений о количестве физических лиц, погибших или получивших травмы при прохождении туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, по итогам календарного года.

63. Целевым значением ключевого показателя, указанного в подпункте «в» пункта 57 настоящего Положения, является снижение значения соответствующего ключевого показателя не менее чем на 10 единиц.

64. Индикативные показатели осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии применяются для мониторинга контрольной деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.

65. Перечень индикативных показателей осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.

66. Оценка результативности и эффективности осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии Департаментом осуществляется на основе анализа ключевых и индикативных показателей вида контроля и их целевых значений.

Приложение N 1

к Положению о региональном

государственном контроле (надзоре)

в сфере туристской индустрии

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ИНДИКАТОРОВ РИСКА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

 

1) Отсутствие сведений о средстве размещения в реестре классифицированных средств размещения в отношении средств размещения, сведения о которых содержатся в информации, представляемой в контрольный (надзорный) орган в соответствии с частью 3 статьи 418.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

2) Наличие в реестре классифицированных средств размещения сведений о неоднократном (более 2-х раз) изменении типа средства размещения в течение одного года.

3) Наличие в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», средствах массовой информации и (или) рекламе информации о сдаче в аренду для временного проживания на посуточной (еженедельной) основе более десяти комнат, апартаментов или иных помещений (за исключением жилых помещений), расположенных в одном здании или сооружении и предлагаемых одним арендодателем (рекламодателем).

4) Отсутствие в течение одного календарного года сведений о представлении инструктором-проводником уведомлений о сопровождении туристов (экскурсантов) на туристском маршруте, требующем специального сопровождения (далее – туристский маршрут) в статусе руководителя группы и (или) сведений об инструкторе-проводнике в уведомлениях о сопровождении туристов (экскурсантов) на туристском маршруте в статусе инструктора-проводника в составе бригады инструкторов-проводников.

5) Превышение соотношения количества туристов к количеству инструкторов-проводников, указанного в уведомлении о сопровождении туристов (экскурсантов) на туристском маршруте, по отношению к рекомендациям, утвержденным организациями, уполномоченными на аттестацию инструкторов-проводников.

6) Поступление от одного инструктора-проводника двух и более уведомлений о сопровождении туристов (экскурсантов) на двух и более туристских маршрутах одновременно.

 

Приложение N 2

к Положению о региональном

государственном контроле (надзоре)

в сфере туристской индустрии

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ИНДИКАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

 

1) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;

2) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;

3) общее количество контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием, проведенных за отчетный период;

4) количество контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;

5) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;

6) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных без взаимодействия, за отчетный период;

7) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;

8) количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;

9) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;

10) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;

11) сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;

12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период;

13) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;

14) общее количество учтенных объектов государственного контроля (надзора) на конец отчетного периода;

15) количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;

16) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;

17) общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, за отчетный период;

18) количество жалоб, в отношении которых Департаментом нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;

19) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Департамента либо о признании действий (бездействий) должностных лиц Департамента незаконными, за отчетный период;

20) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц Департамента, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;

21) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц Департамента, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;

22) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.

 

Постановление Правительства Тюменской области "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере туристской индустрии " от 17.03.2025 N 149-п