Постановление Правительства Тюменской области от 06.03.2025 N 134-п "О внесении изменений в постановление от 17.12.2012 N 540-п"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
06 марта 2025 г. | N | 134-п |
г. Тюмень
О внесении изменений в постановление от 17.12.2012 N 540-п |
|
В постановление Правительства Тюменской области от 17.12.2012 N 540-п "Об утверждении инвестиционной декларации Тюменской области» внести следующие изменения:
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
«В целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Тюменской области, содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», установления основ реализации инвестиционной политики Тюменской области и взаимодействия органов государственной власти Тюменской области с инвесторами при реализации инвестиционных проектов в Тюменской области:».
2. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор области А.В. Моор
| Приложение к постановлению Правительства Тюменской области от 06 марта 2025 г. N 134-п |
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общие положения
Инвестиционная декларация Тюменской области (далее - Инвестиционная декларация) служит целям:
создания условий для опережающего инвестиционного развития Тюменской области;
содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;
установления основ реализации инвестиционной политики Тюменской области и взаимодействия органов государственной власти Тюменской области с инвесторами при реализации инвестиционных проектов в Тюменской области.
Инвестиционная декларация Тюменской области является документом, определяющим тенденции и перспективы развития Тюменской области при формировании инвестиционной политики, и направлена на информирование субъектов инвестиционной деятельности:
1.1. О перспективах развития Тюменской области, необходимых инвесторам для принятия решения относительно реализации инвестиционных проектов в Тюменской области;
1.2. Об инвестиционных преимуществах ведения инвестиционной деятельности в Тюменской области, мерах поддержки инвестиций и инвестиционных проектов;
1.3. О ключевых характеристиках Тюменской области, об инвестиционном потенциале и приоритетных направлениях для привлечения инвестиций;
1.4. Об инвестиционных обязательствах Тюменской области;
1.5. Об инвестиционной команде Тюменской области и распределении ответственности внутри нее.
Текст Инвестиционной декларации Тюменской области размещается на официальном сайте «Инвестиционный портал Тюменской области». (https://investintyumen.ru/).
II. Общее описание целей
инвестиционного развития Тюменской области
2.1. Целями инвестиционного развития Тюменской области являются:
увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал на 60% по сравнению с 2020 годом за счет постоянного улучшения инвестиционного климата в качестве вклада в достижение национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика»;
улучшение инвестиционного климата путем создания понятных, прозрачных и равных условий ведения инвестиционной деятельности в Тюменской области.
2.2. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в Тюменской области строится на основе следующих принципов:
а) принцип «ответственности» - Инвестиционная декларация закрепляет обязательства Тюменской области перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий ведения бизнеса;
б) принцип «системности» - Инвестиционная декларация является основным элементом системы поддержки новых инвестиционных проектов («Региональный инвестиционный стандарт»), закрепляющим принципы работы и взаимосвязь других элементов Регионального инвестиционного стандарта (далее - Стандарт), иных инструментов поддержки инвесторов в Тюменской области;
в) принцип «достоверности» - обеспечение соответствия информации, содержащейся в Инвестиционной декларации, государственным информационным ресурсам, являющимся первоисточниками такой информации;
г) принцип «проактивности» - обеспечение максимального вовлечения в процесс подготовки Инвестиционной декларации всех заинтересованных лиц, включая представителей бизнеса, предпринимательских объединений и экспертных сообществ;
д) принцип «неухудшения» положения инвестора при утверждении новой Инвестиционной декларации в Тюменской области;
е) принцип «доступности» - обеспечение свободного доступа к Инвестиционной декларации, упоминаемым в ней нормативным правовым актам, к информации, имеющей отношение к ведению инвестиционной деятельности в Тюменской области и затрагивающей права и обязанности инвесторов;
ж) принцип гарантированности исполнения обязательств, указанных в соглашении между Тюменской областью и инвестором, по предоставлению мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Тюменской области;
з) принцип «эффективности» - обеспечение повышения эффективности использования мер поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности в Тюменской области.
III. Общее описание Стандарта,
реализуемого в Тюменской области
Задача Стандарта сократить путь инвестора от возникновения идеи до осуществления капиталовложений. Восемь элементов стандарта формируют базовый инструментарий для привлечения бизнеса и призваны устранить типовые барьеры на пути инвестора.
Инвестиционная декларация содержит стратегию развития региона и инвестиционные обязательства Тюменской области.
Агентство развития занимается привлечением частных инвестиций, сопровождением проектов и консультацией инвесторов.
Инвестиционный комитет осуществляет деятельность по оперативному разрешению спорных вопросов.
Инвестиционная карта содержит информацию о территориальном планировании региона, ресурсной базе, инфраструктуре, мерах поддержки и тарифах.
Свод инвестиционных правил состоит из оптимальных алгоритмов действий инвестора и сроков для подключения к инфраструктуре.
Механизм обратной связи обеспечивает ускоренное рассмотрение обращений в сфере инвестиционной и предпринимательской деятельности и контроль качества подготовки ответов на обращения.
Методы бережливого производства оптимизируют взаимодействие инвестора с органами власти, ресурсоснабжающими организациями и сокращают сроки подключения к инфраструктуре и получения различных разрешений и лицензий.
Инвестиционные предложения содержат проработанные, «коробочные» решения для инвесторов о реализации конкретного проекта в Тюменской области.
IV. Ключевые характеристики Тюменской области
4.1. Устойчивый рост экономических показателей.
Численность населения Тюменской области на начало 2024 года составляла 1 615,45 тыс. человек.
Площадь территории Тюменской области составляет 160,1 тыс. кв. км.
Тюменская область граничит со Свердловской, Курганской, Омской областями, с Ханты-Мансийским автономным округом, с Республикой Казахстан, имеет выгодное географическое и логистическое положение. Регион является транспортным перекрестком Сибири, расположенным на пересечении важнейших транспортных коридоров (железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный транспортные коридоры), является связующим звеном Европейской части России с Дальним Востоком, крупнейших северных районов добычи нефти и газа с остальными регионами Российской Федерации.
Тюменская область располагает:
ресурсами углеводородного сырья;
запасами торфа, сельскохозяйственного и лечебного сапропеля;
имеются месторождения кирпичных и керамзитовых глин, известняков, строительных песков;
более 71,1% земельного фонда занимают земли лесного фонда. Основные лесообразующие породы: сосна, береза, ель, пихта, осина, кедр, лиственница. Запасы древесины в лесах составляют 958,3 млн м3;
запасами пресной и минеральной воды. В подземных водах содержится более половины российских запасов йода и брома.
ВРП на душу населения в Тюменской области в 2022 году составлял 1 071,3 тыс. рублей. В структуре ВРП Тюменской области наибольшая доля добавленной стоимости приходится на промышленность, ключевую роль в которой играют обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. На протяжении многих лет уверенный рост показывает промышленное производство, за последние 5 лет промышленность выросла в 1,3 раза, при этом обрабатывающая промышленность выросла почти в 2 раза.
Существенный вклад в формирование ВРП Тюменской области вносится оптовой и розничной торговлей, деятельностью профессиональной, научной и технической, транспортировкой и хранением, строительством и сельским хозяйством.
Диверсификация экономики обеспечивается развитием высокотехнологичного производства, кластерным развитием и ростом объемов предоставления сервисных услуг.
Научно-инновационная сфера в Тюменской области располагает высоким научным, научно-техническим и кадровым потенциалом. Научная специализация большинства организаций связана с решением проблем развития нефтяной и газовой промышленности.
По ряду направлений Тюменская область обладает высоким кадровым потенциалом, благодаря сложившейся концентрации квалифицированных кадров и системе подготовки в нефтегазовой сфере и смежных отраслях. Расположенные в регионе ВУЗы занимают лидирующие позиции в рейтингах учебных заведений России, готовящих специалистов для нефтегазовой и геологической отраслей. Тюменский индустриальный университет входит в топ-3 российских учебных заведений по нефтегазовому делу и в топ-10 по преподаванию геологии. ВУЗы Тюменской области входят в топ-20 в сфере машиностроения, механики и моделирования. Одно из направлений для развития высшего образования - повышение качества образовательных программ в сфере электроники и радиотехники.
Тюменская область занимает высокие конкурентные позиции в рейтингах, публикуемых аналитическими агентствами:
в пятерке лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ в 2018, 2019, 2021 и 2022-2024 годах;
четвертое место в Рейтинге оценки усилий региональных органов исполнительной власти по созданию качественной среды для жизни граждан 2024 года;
второе место в рейтинге «Эффективность управления» в 2024 году;
первое место в рейтинге «Лучший спортивный регион» за 2020 год;
первое место в рейтинге «Самые качественные дороги» в 2018 - 2020 годах;
в топ - 3 по вводу жилья на душу населения за 2022 - 2024 годы;
в топ - 3 Национальной премии креативных индустрий (номинация «Креативный регион») в 2024 году;
Гран-при Национальной премии в сфере инвестиционного развития и первое место в номинациях «Агентство развития года», «Лучший инвестиционный портал», «Лучшая инвестиционная карта», «Лучший муниципальный инвестиционный уполномоченный», «Признание коллег».
4.2. Приоритетные направления инвестиционного развития:
нефтесервисное оборудование и услуги;
нефтехимия и переработка полимеров;
лесопромышленный комплекс;
туризм;
агропромышленный комплекс;
добыча нефти;
поддержка инвестиций на муниципальном уровне;
креативные индустрии;
строительство.
В рамках реализации направлений:
создан «Нефтегазовый кластер», в 2021 году включен в реестр Минпромторга России, в 2024 году перерегистрирован в реестре Минпромторга России в составе расширенной кооперационной цепочки в соответствии с новыми требованиями законодательства к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров;
создан Строительно-индустриальный кластер, в 2024 году включен в реестр Минпромторга России;
создан кластер креативных индустрий Тюменской области;
создается туристический кластер, в основе которого концепция развития термальных ресурсов Тюменской области;
функционируют и развиваются индустриальные парки;
создаются муниципальные индустриальные площадки;
утверждена Стратегия развития креативных индустрий в Тюменской области до 2030 года, создана Кинокомиссия Тюменской области;
завершено в 2024 году внедрение муниципального инвестиционного стандарта во всех муниципальных образованиях Тюменской области;
разработаны инвестиционные профили муниципальных образований Тюменской области – комплексный информационный документ тактического развития с опорой на ресурсный потенциал и социально-экономическое положение, содержащий информацию необходимую инвестору для принятия решения о вложении инвестиций в инвестиционные проекты, реализуемые на территории муниципального образования;
разработан мастер-план туристического каркаса г. Тобольска, определяющий стратегию развития городских проектов и призванный обеспечить к 2030 году 850 тысяч посещений в год.
4.3. Системные меры поддержки и преференциальные режимы.
4.3.1. Финансовая поддержка:
4.3.1.1. Субсидии:
на развитие лизинга оборудования для промышленных предприятий;
на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), связанных с уплатой первого взноса при заключении договора (договоров) лизинга оборудования;
на возмещение части затрат участников специальных инвестиционных контрактов, связанных с обеспечением серийного производства промышленной продукции.
4.3.1.2. Целевые займы:
для субъектов МСП, субъектов деятельности в сфере промышленности для реализации инвестиционных проектов;
субъектам МСП, включенным в перечень системообразующих организаций, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в Тюменской области.
4.3.1.3. Микрозаймы:
на цели развития предпринимательской деятельности для субъектов МСП.
4.3.2. Налоговое стимулирование:
Участникам региональных инвестиционных проектов:
ставка по налогу на прибыль организаций установлена 10% вместо 25%;
ставка по налогу на имущество организаций установлена 0% вместо 2,2%.
Участникам специальных инвестиционных контрактов:
ставка по налогу на прибыль организаций установлена 0,1% вместо 25%;
ставка по налогу на имущество организаций установлена 0% вместо 2,2%.
Резидентам зон экономического развития:
ставка по налогу на имущество организаций установлена 0% вместо 2,2%.
4.3.3. Имущественная поддержка:
для реализации масштабных инвестиционных проектов земельные участки предоставляются в аренду без торгов;
для организаций, созданных Тюменской областью и (или) муниципальными образованиями Тюменской области, осуществляющих деятельность по созданию и функционированию индустриальных парков, установлен понижающий коэффициент, применяемый при исчислении размера арендной платы за земельный участок.
4.3.4. Инфраструктура для бизнеса:
Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области» - специализированная организация для привлечения инвестиций, сопровождения и реализации инвестиционных проектов, поддержки субъектов МСП в Тюменской области;
Центр «Мой бизнес» - оказание поддержки субъектам МСП, консультирование по широкому кругу вопросов;
АО «Агентство инфраструктурного развития Тюменской области» - сопровождение проектов от идеи до выпуска готовой продукции по принципу «одного окна», инфраструктурная подготовка индустриальных площадок, оказание консультационных услуг;
Микрокредитная компания «Фонд микрофинансирования Тюменской области» - предоставление финансовой поддержки субъектам МСП, самозанятым;
АНО «Агентство инноваций», объединившее с 2024 года ресурсы Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня и Тюменского Технопарка, ставшее единым центром управления инновациями в регионе, предоставляет широкий спектр услуг и выполняет работы для поддержки научной, научно-технологической и инновационной деятельности. Основная цель АНО «Агентство инноваций» - комплексная поддержка всех этапов инновационного процесса, от создания прототипа до внедрения в серийное производство;
АНО «Тюменское агентство развития креативных индустрий» - региональная опорная организация развития креативных индустрий, осуществляющая работу по поддержке субъектов креативных индустрий, в том числе предоставление грантов, организация деловых и просветительских мероприятий, продюсирование проектов креативных индустрий.
V. Инвестиционные обязательства Тюменской области
5. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области Тюменская область гарантирует защиту инвестиций, прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности.
5.1. Субъектам инвестиционной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тюменской области обеспечиваются:
равные права участников инвестиционной деятельности;
гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
защита капитальных вложений инвесторов от необоснованных изъятий земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
доступ к государственной финансовой поддержке в формах и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Тюменской области;
учет интересов инвесторов при изменении законодательства Тюменской области;
гарантия предоставления права на земельные участки, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством.
5.2. Неухудшение условий реализации инвестиционных проектов.
5.3. Соблюдение утвержденных алгоритмов действий инвестора («клиентский путь») по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил:
по процедурам подключения к электрическим сетям (малый и средний бизнес – до 150 кВт);
по процедурам подключения к электрическим сетям (средний и крупный бизнес – свыше 150 кВт);
по процедурам подключения к объектам водоснабжения и водоотведения;
для получения земельного участка в аренду (без торгов);
для получения земельного участка (на торгах);
для получения разрешения на строительство;
по процедурам оформления прав собственности на введенный в эксплуатацию объект;
для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
по процедуре подключения к сетям теплоснабжения;
для обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыканий к автомобильным дорогам;
по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
5.4. Оперативное рассмотрение в досудебном порядке споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов в Тюменской области.
Исполнительные органы государственной власти Тюменской области в соответствии со своей компетенцией и действующим федеральным и региональным законодательством вступают в переговоры с субъектами инвестиционной деятельности при возникновении обстоятельств, связанных с нарушением сроков и условий доступа к государственной поддержке, в ситуациях, связанных с трудностями (препятствиями) получения согласований, разрешений, решений и одобрений уполномоченных органов Тюменской области.
Возникающие противоречия по вопросам реализации инвестиционных проектов в Тюменской области решаются в рамках работы Инвестиционного комитета Тюменской области.
5.5. Общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности в Тюменской области.
Информация о действующих в Тюменской области мерах государственной поддержки является открытой и доступной для всех субъектов инвестиционной деятельности. Исключением является информация, составляющая в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Законодательные, нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Тюменской области, подлежат публикации на официальном интернет-портале правовой информации, официальных сайтах Правительства Тюменской области и Инвестиционном портале Тюменской области.
VI. Инвестиционная команда Тюменской области
Инвестиционная команда Тюменской области - команда профессионалов, обладающая опытом, компетенциями и полномочиями в сфере инвестиций, которая определяет инвестиционные направления развития Тюменской области и ответственна за принятие решений в рамках возложенных полномочий.
6.1. Состав инвестиционной команды Тюменской области:
Губернатор Тюменской области;
Заместитель Губернатора Тюменской области, координирующий и контролирующий деятельность Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области;
Директор Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области;
Генеральный директор Фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области»;
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области;
Представители глав городских и муниципальных округов, муниципальных районов Тюменской области, ответственные за формирование благоприятного инвестиционного климата и внедрение Стандарта в рамках компетенции на соответствующей территории;
Руководители региональных представительств/отделений деловых объединений и инвесторов: Союза «Тюменская торгово-промышленная палата», Тюменского областного регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Тюменской области», Общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» обеспечивают представление и лоббирование интересов предпринимательского сообщества.
6.2. Распределение ответственности за соблюдение положений Инвестиционной декларации.
Сопровождение инвесторов при реализации инвестиционных проектов осуществляется с привлечением уполномоченных в соответствующей сфере исполнительных органов государственной власти Тюменской области.
За взаимодействие с инвесторами, создание и улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций, комплексную поддержку бизнеса при реализации инвестиционных проектов в Тюменской области ответственными являются:
6.2.1. Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, осуществляющий функции по:
формированию инвестиционной политики и благоприятного инвестиционного климата;
разработке и реализации государственной политики Тюменской области в сфере инвестиционной деятельности.
Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области по взаимодействию с федеральными органами государственной власти в вопросах реализации инвестиционной политики и инвестиционных проектов.
6.2.2. Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области» является специализированной организацией, осуществляющей функции привлечения инвестиций, продвижения и реализации приоритетных для Тюменской области проектов.
6.2.3. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области защищает права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, содействует развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов предпринимателей, ведущих бизнес в Тюменской области.
6.2.4. Союз «Торгово-промышленная палата Тюменской области» представляет и защищает интересы малого, среднего и крупного бизнеса, содействует развитию экспорта российских товаров и услуг и формированию позитивного имиджа отечественных производителей, развивает связи с деловыми кругами зарубежных стран, международными организациями бизнеса и т.д.
6.2.5. АНО «Агентство инноваций» обеспечивает системное развитие технологического предпринимательства в Тюменской области и осуществляет продвижение инновационных и исследовательских бизнес-проектов.
6.2.6. АНО «Тюменское агентство развития креативных индустрий» является региональной опорной организацией по развитию креативных индустрий в Тюменской области, осуществляет непосредственную работу по продюсированию проектов в сфере креативных индустрий.
Информация об инвестиционной команде Тюменской области размещается на официальном сайте «Инвестиционный портал Тюменской области» (https://investintyumen.ru/).