Правовые акты Тюменской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов

Постановление Правительства Тюменской области от 06.03.2025 N 134-п "О внесении изменений в постановление от 17.12.2012 N 540-п"

Постановление Правительства Тюменской области от 06.03.2025 N 134-п "О внесении изменений в постановление от 17.12.2012 N 540-п"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

06 марта 2025 г.

N

134-п

г. Тюмень

О внесении изменений

в постановление от 17.12.2012

N 540-п

 

 

 

В постановление Правительства Тюменской области от 17.12.2012 N 540-п "Об утверждении инвестиционной декларации Тюменской области» внести следующие изменения:

1. Преамбулу изложить в следующей редакции:

«В целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Тюменской области, содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», установления основ реализации инвестиционной политики Тюменской области и взаимодействия органов государственной власти Тюменской области с инвесторами при реализации инвестиционных проектов в Тюменской области:».

2. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

 

 

Губернатор области                                                                                          А.В. Моор

 

 

 


 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Тюменской области

от 06 марта 2025 г. N 134-п

 

 

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

I. Общие положения

 

Инвестиционная декларация Тюменской области (далее - Инвестиционная декларация) служит целям:

создания условий для опережающего инвестиционного развития Тюменской области;

содействия достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»;

установления основ реализации инвестиционной политики Тюменской области и взаимодействия органов государственной власти Тюменской области с инвесторами при реализации инвестиционных проектов в Тюменской области.

Инвестиционная декларация Тюменской области является документом, определяющим тенденции и перспективы развития Тюменской области при формировании инвестиционной политики, и направлена на информирование субъектов инвестиционной деятельности:

1.1. О перспективах развития Тюменской области, необходимых инвесторам для принятия решения относительно реализации инвестиционных проектов в Тюменской области;

1.2. Об инвестиционных преимуществах ведения инвестиционной деятельности в Тюменской области, мерах поддержки инвестиций и инвестиционных проектов;

1.3. О ключевых характеристиках Тюменской области, об инвестиционном потенциале и приоритетных направлениях для привлечения инвестиций;

1.4. Об инвестиционных обязательствах Тюменской области;

1.5. Об инвестиционной команде Тюменской области и распределении ответственности внутри нее.

Текст Инвестиционной декларации Тюменской области размещается на официальном сайте «Инвестиционный портал Тюменской области». (https://investintyumen.ru/).

II. Общее описание целей

инвестиционного развития Тюменской области

 

2.1. Целями инвестиционного развития Тюменской области являются:

увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал на 60% по сравнению с 2020 годом за счет постоянного улучшения инвестиционного климата в качестве вклада в достижение национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика»;

улучшение инвестиционного климата путем создания понятных, прозрачных и равных условий ведения инвестиционной деятельности в Тюменской области.

2.2. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в Тюменской области строится на основе следующих принципов:

а) принцип «ответственности» - Инвестиционная декларация закрепляет обязательства Тюменской области перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий ведения бизнеса;

б) принцип «системности» - Инвестиционная декларация является основным элементом системы поддержки новых инвестиционных проектов («Региональный инвестиционный стандарт»), закрепляющим принципы работы и взаимосвязь других элементов Регионального инвестиционного стандарта (далее - Стандарт), иных инструментов поддержки инвесторов в Тюменской области;

в) принцип «достоверности» - обеспечение соответствия информации, содержащейся в Инвестиционной декларации, государственным информационным ресурсам, являющимся первоисточниками такой информации;

г) принцип «проактивности» - обеспечение максимального вовлечения в процесс подготовки Инвестиционной декларации всех заинтересованных лиц, включая представителей бизнеса, предпринимательских объединений и экспертных сообществ;

д) принцип «неухудшения» положения инвестора при утверждении новой Инвестиционной декларации в Тюменской области;

е) принцип «доступности» - обеспечение свободного доступа к Инвестиционной декларации, упоминаемым в ней нормативным правовым актам, к информации, имеющей отношение к ведению инвестиционной деятельности в Тюменской области и затрагивающей права и обязанности инвесторов;

ж) принцип гарантированности исполнения обязательств, указанных в соглашении между Тюменской областью и инвестором, по предоставлению мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Тюменской области;

з) принцип «эффективности» - обеспечение повышения эффективности использования мер поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности в Тюменской области.

 

III. Общее описание Стандарта,

реализуемого в Тюменской области

 

Задача Стандарта сократить путь инвестора от возникновения идеи до осуществления капиталовложений. Восемь элементов стандарта формируют базовый инструментарий для привлечения бизнеса и призваны устранить типовые барьеры на пути инвестора.

Инвестиционная декларация содержит стратегию развития региона и инвестиционные обязательства Тюменской области.

Агентство развития занимается привлечением частных инвестиций, сопровождением проектов и консультацией инвесторов.

Инвестиционный комитет осуществляет деятельность по оперативному разрешению спорных вопросов.

Инвестиционная карта содержит информацию о территориальном планировании региона, ресурсной базе, инфраструктуре, мерах поддержки и тарифах.

Свод инвестиционных правил состоит из оптимальных алгоритмов действий инвестора и сроков для подключения к инфраструктуре.

Механизм обратной связи обеспечивает ускоренное рассмотрение обращений в сфере инвестиционной и предпринимательской деятельности и контроль качества подготовки ответов на обращения.

Методы бережливого производства оптимизируют взаимодействие инвестора с органами власти, ресурсоснабжающими организациями и сокращают сроки подключения к инфраструктуре и получения различных разрешений и лицензий.

Инвестиционные предложения содержат проработанные, «коробочные» решения для инвесторов о реализации конкретного проекта в Тюменской области.

 

IV. Ключевые характеристики Тюменской области

 

4.1. Устойчивый рост экономических показателей.

Численность населения Тюменской области на начало 2024 года составляла 1 615,45 тыс. человек.

Площадь территории Тюменской области составляет 160,1 тыс. кв. км.

Тюменская область граничит со Свердловской, Курганской, Омской областями, с Ханты-Мансийским автономным округом, с Республикой Казахстан, имеет выгодное географическое и логистическое положение. Регион является транспортным перекрестком Сибири, расположенным на пересечении важнейших транспортных коридоров (железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный транспортные коридоры), является связующим звеном Европейской части России с Дальним Востоком, крупнейших северных районов добычи нефти и газа с остальными регионами Российской Федерации.

Тюменская область располагает:

ресурсами углеводородного сырья;

запасами торфа, сельскохозяйственного и лечебного сапропеля;

имеются месторождения кирпичных и керамзитовых глин, известняков, строительных песков;

более 71,1% земельного фонда занимают земли лесного фонда. Основные лесообразующие породы: сосна, береза, ель, пихта, осина, кедр, лиственница. Запасы древесины в лесах составляют 958,3 млн м3;

запасами пресной и минеральной воды. В подземных водах содержится более половины российских запасов йода и брома.

ВРП на душу населения в Тюменской области в 2022 году составлял 1 071,3 тыс. рублей. В структуре ВРП Тюменской области наибольшая доля добавленной стоимости приходится на промышленность, ключевую роль в которой играют обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых. На протяжении многих лет уверенный рост показывает промышленное производство, за последние 5 лет промышленность выросла в 1,3 раза, при этом обрабатывающая промышленность выросла почти в 2 раза.

Существенный вклад в формирование ВРП Тюменской области вносится оптовой и розничной торговлей, деятельностью профессиональной, научной и технической, транспортировкой и хранением, строительством и сельским хозяйством.

Диверсификация экономики обеспечивается развитием высокотехнологичного производства, кластерным развитием и ростом объемов предоставления сервисных услуг.

Научно-инновационная сфера в Тюменской области располагает высоким научным, научно-техническим и кадровым потенциалом. Научная специализация большинства организаций связана с решением проблем развития нефтяной и газовой промышленности.

По ряду направлений Тюменская область обладает высоким кадровым потенциалом, благодаря сложившейся концентрации квалифицированных кадров и системе подготовки в нефтегазовой сфере и смежных отраслях. Расположенные в регионе ВУЗы занимают лидирующие позиции в рейтингах учебных заведений России, готовящих специалистов для нефтегазовой и геологической отраслей. Тюменский индустриальный университет входит в топ-3 российских учебных заведений по нефтегазовому делу и в топ-10 по преподаванию геологии. ВУЗы Тюменской области входят в топ-20 в сфере машиностроения, механики и моделирования. Одно из направлений для развития высшего образования - повышение качества образовательных программ в сфере электроники и радиотехники.

Тюменская область занимает высокие конкурентные позиции в рейтингах, публикуемых аналитическими агентствами:

в пятерке лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ в 2018, 2019, 2021 и 2022-2024 годах;

четвертое место в Рейтинге оценки усилий региональных органов исполнительной власти по созданию качественной среды для жизни граждан 2024 года;

второе место в рейтинге «Эффективность управления» в 2024 году;

первое место в рейтинге «Лучший спортивный регион» за 2020 год;

первое место в рейтинге «Самые качественные дороги» в 2018 - 2020 годах;

в топ - 3 по вводу жилья на душу населения за 2022 - 2024 годы;

в топ - 3 Национальной премии креативных индустрий (номинация «Креативный регион») в 2024 году;

Гран-при Национальной премии в сфере инвестиционного развития и первое место в номинациях «Агентство развития года», «Лучший инвестиционный портал», «Лучшая инвестиционная карта», «Лучший муниципальный инвестиционный уполномоченный», «Признание коллег».

4.2. Приоритетные направления инвестиционного развития:

нефтесервисное оборудование и услуги;

нефтехимия и переработка полимеров;

лесопромышленный комплекс;

туризм;

агропромышленный комплекс;

добыча нефти;

поддержка инвестиций на муниципальном уровне;

креативные индустрии;

строительство.    

В рамках реализации направлений:

создан «Нефтегазовый кластер», в 2021 году включен в реестр Минпромторга России, в 2024 году перерегистрирован в реестре Минпромторга России в составе расширенной кооперационной цепочки в соответствии с новыми требованиями законодательства к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров;

создан Строительно-индустриальный кластер, в 2024 году включен в реестр Минпромторга России;

создан кластер креативных индустрий Тюменской области;

создается туристический кластер, в основе которого концепция развития термальных ресурсов Тюменской области;

функционируют и развиваются индустриальные парки;

создаются муниципальные индустриальные площадки;

утверждена Стратегия развития креативных индустрий в Тюменской области до 2030 года, создана Кинокомиссия Тюменской области;

завершено в 2024 году внедрение муниципального инвестиционного стандарта во всех муниципальных образованиях Тюменской области;

разработаны инвестиционные профили муниципальных образований Тюменской области – комплексный информационный документ тактического развития с опорой на ресурсный потенциал и социально-экономическое положение, содержащий информацию необходимую инвестору для принятия решения о вложении инвестиций в инвестиционные проекты, реализуемые на территории муниципального образования;

разработан мастер-план туристического каркаса г. Тобольска, определяющий стратегию развития городских проектов и призванный обеспечить к 2030 году 850 тысяч посещений в год.

4.3. Системные меры поддержки и преференциальные режимы.

4.3.1. Финансовая поддержка:

4.3.1.1. Субсидии:

на развитие лизинга оборудования для промышленных предприятий;

на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), связанных с уплатой первого взноса при заключении договора (договоров) лизинга оборудования;

на возмещение части затрат участников специальных инвестиционных контрактов, связанных с обеспечением серийного производства промышленной продукции.

4.3.1.2. Целевые займы:

для субъектов МСП, субъектов деятельности в сфере промышленности для реализации инвестиционных проектов;

субъектам МСП, включенным в перечень системообразующих организаций, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в Тюменской области.

4.3.1.3. Микрозаймы:

на цели развития предпринимательской деятельности для субъектов МСП.

4.3.2. Налоговое стимулирование:

Участникам региональных инвестиционных проектов:

ставка по налогу на прибыль организаций установлена 10% вместо 25%;

ставка по налогу на имущество организаций установлена 0% вместо 2,2%.

Участникам специальных инвестиционных контрактов:

ставка по налогу на прибыль организаций установлена 0,1% вместо 25%;

ставка по налогу на имущество организаций установлена 0% вместо 2,2%.

Резидентам зон экономического развития:

ставка по налогу на имущество организаций установлена 0% вместо 2,2%.

4.3.3. Имущественная поддержка:

для реализации масштабных инвестиционных проектов земельные участки предоставляются в аренду без торгов;

для организаций, созданных Тюменской областью и (или) муниципальными образованиями Тюменской области, осуществляющих деятельность по созданию и функционированию индустриальных парков, установлен понижающий коэффициент, применяемый при исчислении размера арендной платы за земельный участок.

4.3.4. Инфраструктура для бизнеса:

Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области» - специализированная организация для привлечения инвестиций, сопровождения и реализации инвестиционных проектов, поддержки субъектов МСП в Тюменской области;

Центр «Мой бизнес» - оказание поддержки субъектам МСП, консультирование по широкому кругу вопросов;

АО «Агентство инфраструктурного развития Тюменской области» - сопровождение проектов от идеи до выпуска готовой продукции по принципу «одного окна», инфраструктурная подготовка индустриальных площадок, оказание консультационных услуг;

Микрокредитная компания «Фонд микрофинансирования Тюменской области» - предоставление финансовой поддержки субъектам МСП, самозанятым;

АНО «Агентство инноваций», объединившее с 2024 года ресурсы Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня и Тюменского Технопарка, ставшее единым центром управления инновациями в регионе, предоставляет широкий спектр услуг и выполняет работы для поддержки научной, научно-технологической и инновационной деятельности. Основная цель АНО «Агентство инноваций» - комплексная поддержка всех этапов инновационного процесса, от создания прототипа до внедрения в серийное производство;

АНО «Тюменское агентство развития креативных индустрий» - региональная опорная организация развития креативных индустрий, осуществляющая работу по поддержке субъектов креативных индустрий, в том числе предоставление грантов, организация деловых и просветительских мероприятий, продюсирование проектов креативных индустрий.

 

V. Инвестиционные обязательства Тюменской области

 

5. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области Тюменская область гарантирует защиту инвестиций, прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности.

5.1. Субъектам инвестиционной деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тюменской области обеспечиваются:

равные права участников инвестиционной деятельности;

гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

защита капитальных вложений инвесторов от необоснованных изъятий земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

доступ к государственной финансовой поддержке в формах и на условиях, предусмотренных действующим законодательством Тюменской области;

учет интересов инвесторов при изменении законодательства Тюменской области;

гарантия предоставления права на земельные участки, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством.

5.2. Неухудшение условий реализации инвестиционных проектов.

5.3. Соблюдение утвержденных алгоритмов действий инвестора («клиентский путь») по присоединению к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил:

по процедурам подключения к электрическим сетям (малый и средний бизнес – до 150 кВт);

по процедурам подключения к электрическим сетям (средний и крупный бизнес – свыше 150 кВт);

по процедурам подключения к объектам водоснабжения и водоотведения;

для получения земельного участка в аренду (без торгов);

для получения земельного участка (на торгах);

для получения разрешения на строительство;

по процедурам оформления прав собственности на введенный в эксплуатацию объект;

для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

по процедуре подключения к сетям теплоснабжения;

для обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыканий к автомобильным дорогам;

по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

5.4. Оперативное рассмотрение в досудебном порядке споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов в Тюменской области.

Исполнительные органы государственной власти Тюменской области в соответствии со своей компетенцией и действующим федеральным и региональным законодательством вступают в переговоры с субъектами инвестиционной деятельности при возникновении обстоятельств, связанных с нарушением сроков и условий доступа к государственной поддержке, в ситуациях, связанных с трудностями (препятствиями) получения согласований, разрешений, решений и одобрений уполномоченных органов Тюменской области.

Возникающие противоречия по вопросам реализации инвестиционных проектов в Тюменской области решаются в рамках работы Инвестиционного комитета Тюменской области.

5.5. Общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности в Тюменской области.

Информация о действующих в Тюменской области мерах государственной поддержки является открытой и доступной для всех субъектов инвестиционной деятельности. Исключением является информация, составляющая в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Законодательные, нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Тюменской области, подлежат публикации на официальном интернет-портале правовой информации, официальных сайтах Правительства Тюменской области и Инвестиционном портале Тюменской области.

 

VI. Инвестиционная команда Тюменской области

 

Инвестиционная команда Тюменской области - команда профессионалов, обладающая опытом, компетенциями и полномочиями в сфере инвестиций, которая определяет инвестиционные направления развития Тюменской области и ответственна за принятие решений в рамках возложенных полномочий.

6.1. Состав инвестиционной команды Тюменской области:

Губернатор Тюменской области;

Заместитель Губернатора Тюменской области, координирующий и контролирующий деятельность Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области;

Директор Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области;

Генеральный директор Фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области»;

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области;

Представители глав городских и муниципальных округов, муниципальных районов Тюменской области, ответственные за формирование благоприятного инвестиционного климата и внедрение Стандарта в рамках компетенции на соответствующей территории;

Руководители региональных представительств/отделений деловых объединений и инвесторов: Союза «Тюменская торгово-промышленная палата», Тюменского областного регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Тюменской области», Общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» обеспечивают представление и лоббирование интересов предпринимательского сообщества.

6.2. Распределение ответственности за соблюдение положений Инвестиционной декларации.

Сопровождение инвесторов при реализации инвестиционных проектов осуществляется с привлечением уполномоченных в соответствующей сфере исполнительных органов государственной власти Тюменской области.

За взаимодействие с инвесторами, создание и улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций, комплексную поддержку бизнеса при реализации инвестиционных проектов в Тюменской области ответственными являются:

6.2.1. Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, осуществляющий функции по:

формированию инвестиционной политики и благоприятного инвестиционного климата;

разработке и реализации государственной политики Тюменской области в сфере инвестиционной деятельности.

Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области по взаимодействию с федеральными органами государственной власти в вопросах реализации инвестиционной политики и инвестиционных проектов.

6.2.2. Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области» является специализированной организацией, осуществляющей функции привлечения инвестиций, продвижения и реализации приоритетных для Тюменской области проектов.

6.2.3. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области защищает права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, содействует развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов предпринимателей, ведущих бизнес в Тюменской области.

6.2.4. Союз «Торгово-промышленная палата Тюменской области» представляет и защищает интересы малого, среднего и крупного бизнеса, содействует развитию экспорта российских товаров и услуг и формированию позитивного имиджа отечественных производителей, развивает связи с деловыми кругами зарубежных стран, международными организациями бизнеса и т.д.

6.2.5. АНО «Агентство инноваций» обеспечивает системное развитие технологического предпринимательства в Тюменской области и осуществляет продвижение инновационных и исследовательских бизнес-проектов.

6.2.6. АНО «Тюменское агентство развития креативных индустрий» является региональной опорной организацией по развитию креативных индустрий в Тюменской области, осуществляет непосредственную работу по продюсированию проектов в сфере креативных индустрий.

Информация об инвестиционной команде Тюменской области размещается на официальном сайте «Инвестиционный портал Тюменской области» (https://investintyumen.ru/).

 

Постановление Правительства Тюменской области "О внесении изменений в постановление от 17.12.2012 N 540-п" от 06.03.2025 N 134-п