Правовые акты Тюменской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 (800) 302-68-51
Реклама jurik.ru

Постановление Правительства Тюменской области от 25.10.2024 N 764-п "Об основных направлениях долговой политики Тюменской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"

Постановление Правительства Тюменской области от 25.10.2024 N 764-п "Об основных направлениях долговой политики Тюменской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

25 октября 2024 г.

N

764-п

г. Тюмень

Об основных направлениях долговой политики Тюменской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов

 

 

 

В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации:

1. Утвердить основные направления долговой политики Тюменской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 года.

 

 

Губернатор области                                                                                          А.В. Моор

 

 

 


 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Тюменской области

от 25 октября 2024 г. N 764-п

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2025 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2026 И 2027 ГОДОВ

 

Долговая политика Тюменской области является составной частью бюджетной политики Тюменской области.

Основные направления долговой политики Тюменской области разработаны с учетом положений статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяют цели, задачи, приоритеты и общие направления деятельности по управлению государственным долгом Тюменской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

 

1. Итоги реализации долговой политики Тюменской области

 

Долговая политика Тюменской области в 2023 - 2024 годах, как и в предыдущие периоды, ориентировалась на поддержание долговой нагрузки на областной бюджет на безопасном уровне (в пределах ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации).

Отношение объема государственного долга Тюменской области к объему доходов без учета безвозмездных поступлений, характеризующее уровень долговой нагрузки на областной бюджет, на 1 января 2024 года составило 2,7 %, ожидаемая оценка по состоянию на 1 января 2025 года — 3,4 %.

Объем государственного долга Тюменской области составил на 1 января 2024 года 8 428 млн рублей (рост на 33% за 2023 год). Увеличение государственного долга Тюменской области обусловлено привлечением бюджетных кредитов из федерального бюджета в размере 2 153 млн рублей, в том числе бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - инфраструктурный бюджетный кредит) в сумме 1 553 млн рублей и специального казначейского кредита в сумме 600 млн рублей. Обязательства по государственным гарантиям Тюменской области в составе государственного долга области сократились на 50 млн рублей.

В 2024 году ожидается увеличение объема государственного долга области, по сравнению с 2023 годом, до 9 190 млн рублей (рост на 9 %), в том числе за счет увеличения обязательств по инфраструктурным бюджетным кредитам и уменьшения обязательств по государственным гарантиям Тюменской области.

Инфраструктурные бюджетные кредиты привлечены из федерального бюджета в пределах установленных для Тюменской области лимитов сроком на 15 лет по ставке 3 % годовых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1190. В 2023 году привлечен инфраструктурный бюджетный кредит в объеме 1 553 млн рублей, в 2024 — 1 435 млн рублей для реализации проектов социальной и транспортной инфраструктуры в жилых районах «Юго-Западный» и «Мыс» города Тюмени.

В 2023 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2023 N 525 "Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета и о внесении изменения в пункт 12.1 Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» привлечен специальный казначейский кредит в размере 600,0 млн рублей для приобретения подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.

У Тюменской области отсутствует коммерческий государственный долг (долг по кредитам, привлекаемым от кредитных организаций и по государственным облигациям Тюменской области).

В структуре государственного долга области в 2022 - 2023 годах основную долю составляли бюджетные кредиты из федерального бюджета: 82 % - в 2022 году, 87 % - в 2023 году, доля государственных гарантий Тюменской области составляла 18 % в 2022 году и 13 % в 2023 году. Сохранение данной структуры и тенденции в государственном долге Тюменской области ожидается и по итогам 2024 года: доля бюджетных кредитов увеличится до 92 %, доля государственных гарантий Тюменской области снизится до 8 %.

Данные об объеме и структуре государственного долга Тюменской области приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Объем и структура государственного долга Тюменской области

 

 

Наименование показателя

на 01.01.2023

на 01.01.2024

на 01.01.2025 (оценка)

Объем госдолга, млн рублей

 

Доля, %

Объем госдолга, млн рублей

 

Доля, %

Объем госдолга, млн рублей

 

Доля, %

Государственный долг Тюменской области, всего,

в том числе:

 

6 326

 

Х

 

8 428

 

X

 

9 190

 

X

бюджетные кредиты

5 182

82

7 335

87

8 423

92

государственные гарантии

1 144

18

1 093

13

767

8

 

Государственные гарантии Тюменской области являются важным инструментом государственной поддержки, способствуют реализации инвестиционных, инфраструктурных и социально значимых проектов, позволяют юридическим лицам оперативно привлекать заемные средства, обеспечивать исполнение иных видов обязательств.

В 2023 году в рамках реализации проектов с использованием механизма инфраструктурных облигаций для финансирования объектов инфраструктуры, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2459 "Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» предоставлена государственная гарантия Тюменской области в обеспечение целевого займа для строительства объектов инфраструктуры в целях реализации проектов жилищного строительства в жилом комплексе в створе улиц Московский тракт и Окружная дорога в г. Тюмени в размере 842,7 млн рублей. За истекший период 2024 года государственные гарантии не предоставлялись в связи с отсутствием заявок.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации планируются бюджетные ассигнования на возможное исполнение государственных гарантий Тюменской области. Расчеты предельных объемов этих ассигнований определяются исходя из графиков платежей по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями Тюменской области и с учетом оценки вероятности наступления гарантийных случаев. В 2023 году на эти цели в областном бюджете было предусмотрено 340,5 млн рублей, в 2024 году - 252,1 млн рублей.

Гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям Тюменской области не наступало, обеспеченные государственными гарантиями Тюменской области обязательства исполнены принципалами в полном объеме.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Тюменской области в 2023 году состояли из процентных платежей по бюджетным кредитам из федерального бюджета в общей сумме 185,5 млн рублей, или 0,06 % от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций.

По оценке в 2024 году расходы по обслуживанию государственного долга Тюменской области составят 229 млн рублей, или 0,07 %. Увеличение расходов в сравнении с уровнем 2023 года ожидается за счет обслуживания инфраструктурного бюджетного кредита, полученного Тюменской областью в 2024 году.

По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации, в в 2023-2024 годах Тюменская область, как и в предыдущие годы вошла в группу субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.

Основные показатели долговой устойчивости Тюменской области по итогам 2022 - 2023 годов и оценке 2024 года приведены в таблице 2.

 

Таблица 2. Показатели долговой устойчивости Тюменской области

N п/п

Наименование показателя

на 01.01.2023 отчет

на 01.01.2024 отчет

на 01.01.2025 оценка

1.

Отношение объема государственного долга к общему утвержденному годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений(при расчете показателя в объеме государственного долга не учитываются бюджетные кредиты, предоставленные из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов)

 

0,65 %

 

0,66 %

 

0,63 %

2.

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций

 

0,03 %

 

0,06 %

 

0,07 %

3.

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета (при расчете показателя в годовой сумме платежей по погашению и обслуживанию государственного долга не учитывается сумма платежей по погашению и обслуживанию кредитов, предоставленных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов)

 

0,0001 %

 

0,002 %

 

0,10 %

4.

Доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга

 

0 %

 

0 %

 

0 %

 

Состояние государственного долга, наряду с другими бюджетными показателями, обусловило наивысший уровень кредитного рейтинга по национальной шкале.

В 2023-2024 годах Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (АКРА АО) подтвержден присвоенный в 2017 году Тюменской области наивысший уровень кредитного рейтинга по национальной шкале (ААА(RU), прогноз «Стабильный»).

Кредитный рейтинг Тюменской области свидетельствует о высоком уровне кредитоспособности и платежеспособности Тюменской области и создает возможности для осуществления государственных заимствований на более выгодных условиях.

Информация о величине и структуре государственного долга Тюменской области размещается на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/finance/gosdolg.htm.

 

2. Основные факторы, определяющие характер и

направления долговой политики Тюменской области

 

Основными факторами, определяющими характер долговой политики Тюменской области на 2025 - 2027 годы при исполнении областного бюджета, являются:

риски снижения налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и роста расходов областного бюджета вследствие влияния ухудшения экономической ситуации и необходимости реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержке населения, а также изменения федерального законодательства;

изменчивость финансовой конъюнктуры (уровень процентных ставок по заимствованиям), обусловленная в том числе макроэкономическими показателями состояния экономики, неблагоприятными внешнеполитическими факторами и санкционным давлением со стороны иностранных государств;

сохранение потребности в финансировании инвестиционных проектов, в том числе инфраструктурных, во взаимосвязи с государственной политикой по стимулированию инвестиционной деятельности и социально-экономического развития регионов.

Программы государственных внутренних заимствований Тюменской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов будут формироваться исходя из основных задач долговой политики, а также с учетом реализации подпункта «г» пункта 11 перечня поручений Президента Российской Федерации по исполнению Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 30 марта 2024 года N Пр-616, в соответствии с которым планируется списание 2/3 задолженности по бюджетному кредиту, предоставленному Тюменской области из федерального бюджета в 2010 году, при условии целевого направления высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций.

Объем и формы государственных заимствований Тюменской области на 2025 - 2027 годы будут определять следующие факторы:

1) Формирование областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов с дефицитом и планирование государственных заимствований для его покрытия может привести к увеличению государственного долга Тюменской области.

Основными источниками финансирования дефицита областного бюджета будут рыночные заимствования. При этом значения показателей долговой устойчивости Тюменской области будут находиться на допустимом уровне, в пределах ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2) Состояние внутреннего рынка заимствований.

Рост ключевой ставки Банка России до 19 % с 16 сентября 2024 года (на начало года значение составляло 16 %) напрямую влияет на увеличение стоимости заимствований на финансовом рынке. При определении формы и срока государственных заимствований Тюменской области на 2025 - 2027 годы стоимость заемных ресурсов будет являться определяющим фактором.

3) Потребность в развитии инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов и разработанные Правительством Российской Федерации меры государственной поддержки для стимулирования инвестиционной деятельности и социально-экономического развития регионов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов».

 

3. Цель и задачи долговой политики Тюменской области

 

Долговая политика Тюменской области в 2025 - 2027 годах будет направлена на обеспечение заемными источниками финансирования дефицита областного бюджета с учетом эффективного и ответственного управления государственным долгом Тюменской области и своевременного и полного исполнения долговых обязательств.

Основными задачами долговой политики Тюменской области являются:

1) привлечение необходимого объема государственных заимствований Тюменской области, их диверсификация по видам и срокам заимствований, с учетом ограничений и требований, установленных бюджетным законодательством;

2) минимизация бюджетных рисков при осуществлении государственных заимствований и при предоставлении государственных гарантий Тюменской области, а также в течение срока их действия;

3) равномерное распределение долговой нагрузки по годам и минимизация стоимости обслуживания заимствований;

4) своевременное исполнение и обслуживание долговых обязательств Тюменской области;

5) поддержание показателей долговой устойчивости на безопасном уровне;

6) создание условий для сохранения кредитного рейтинга Тюменской области по национальной шкале на наивысшем уровне кредитоспособности;

7) обеспечение доступности информации о государственном долге и кредитном рейтинге Тюменской области путем размещения информации на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресам:

https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/finance/gosdolg.htm, https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/finance/kredit_r.htm.

4. Инструменты реализации долговой политики Тюменской области

        

В качестве источников заемных ресурсов в 2025 - 2027 годах будут рассматриваются заимствования, диверсифицированные по видам и срокам погашения.

Государственные облигации Тюменской области планируются в качестве долгосрочного источника покрытия дефицита областного бюджета. Основными преимуществами указанного инструмента заимствования являются конкурентный механизм ценообразования, возможность установления удобного графика платежей и амортизации долга, а также повышение открытости и прозрачности долговой политики Тюменской области.

Целевым ориентиром средневзвешенного срока до погашения портфеля государственных облигаций Тюменской области устанавливается срок до 10 лет, доходность - на уровне доходности облигаций эмитентов с аналогичными кредитными рейтингами.

Кредиты кредитных организаций планируются для покрытия потребности в краткосрочных и среднесрочных средствах с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, с целью минимизации расходов на обслуживание государственного долга.

Привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета в 2025 - 2027 годах рассматривается во взаимосвязи с политикой Правительства Российской Федерации по оказанию поддержки субъектам Российской Федерации на возвратной основе.

В 2025 году планируется привлечение из федерального бюджета бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов Тюменской области в пределах одобренных лимитов в общей сумме 833 млн рублей сроком на 15 лет по ставке 3% годовых.

В целях обеспечения краткосрочной ликвидности единого счета областного бюджета в пределах финансового года планируется привлечение бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность, долговая устойчивость областного бюджета, своевременность расчетов по долговым обязательствам в полном объеме.

Расходные обязательства Тюменской области по обслуживанию государственного долга в 2025 - 2027 годах будут определяться на основании действующих и планируемых долговых обязательств, прогнозного уровня доходности государственных облигаций Тюменской области и прогнозной стоимости кредитных ресурсов.

В 2025 - 2027 годах будет продолжено оказание государственной гарантийной поддержки, способствующей развитию деятельности экономических субъектов.

Продолжится взаимодействие с инвестиционным сообществом и кредитными рейтинговыми агентствами.

 

5. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Тюменской области

 

Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики Тюменской области на 2025 – 2027 годы, являются:

1) Процентный риск – риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований.

В целях минимизации риска роста расходов на обслуживание государственного долга по причине изменения процентных ставок проводится аналитическая работа, мониторинг рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок на горизонте планирования расходов областного бюджета. Объемы коммерческих заимствований планируется контрактовать как по фиксированной, так и по плавающей ставке, для оперативного гибкого реагирования на изменение макроэкономических показателей при принятии решений об осуществлении заимствований и рефинансировании долга.

2) Риск снижения ликвидности рынка – отказ кредиторов (кредитных организаций и потенциальных приобретателей государственных облигаций Тюменской области) предоставить заемные средства в результате изменения макроэкономической ситуации.

В целях предупреждения данного риска планирование государственных заимствований осуществляется в том числе с учетом консервативного варианта привлечения заимствований и осуществления платежей по государственному долгу для обеспечения востребованности у кредиторов.

3) Риск наступления гарантийных случаев - неплатежи принципалов по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями Тюменской области.

Для снижения рисков исполнения условных обязательств принимаются следующие меры:

совершенствование правовой основы для предоставления государственных гарантий Тюменской области;

распределение рисков между Тюменской областью и получателями государственных гарантий Тюменской области (принципалами), гарантирование обязательств только в части основного долга, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

установление права регрессного требования по предоставляемым гарантиям. Государственной гарантией, не предусматривающей право регрессного требования, могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100% акций (долей) которого принадлежит Тюменской области, либо государственного унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Тюменской области. В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, государственные гарантии Тюменской области могут быть предоставлены в обеспечение исполнения обязательств муниципального образования без предоставления им обеспечения исполнения обязательств по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу в связи с исполнением государственной гарантии Тюменской области;

анализ финансового состояния принципала, а также его гаранта, залогодателя и поручителя, проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении государственных гарантий Тюменской области;

мониторинг финансового состояния принципала, залогодателя, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью обеспечения после предоставления государственной гарантии Тюменской области.

Постановление Правительства Тюменской области "Об основных направлениях долговой политики Тюменской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" от 25.10.2024 N 764-п