Правовые акты Тюменской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Постановление Правительства Тюменской области от 26.10.2023 N 689-п "Об основных направлениях долговой политики Тюменской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"

Постановление Правительства Тюменской области от 26.10.2023 N 689-п "Об основных направлениях долговой политики Тюменской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

26 октября 2023 г.

N

689-п

г. Тюмень

Об основных направлениях долговой политики Тюменской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов

 

 

 

В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации:

1. Утвердить основные направления долговой политики Тюменской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 г.

 

 

Губернатор области                                                                                          А.В. Моор

 

 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Тюменской области

от 26 октября 2023 г. N 689-п

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

 

Долговая политика Тюменской области является составной частью бюджетной политики Тюменской области.

Основные направления долговой политики Тюменской области разработаны с учетом положений статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяют цели, задачи, приоритеты и общие направления деятельности по управлению государственным долгом Тюменской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

 

1. Итоги реализации долговой политики Тюменской области

 

Долговая политика Тюменской области в 2022 - 2023 годах, как и в предыдущие периоды, ориентировалась на поддержание долговой нагрузки на областной бюджет на уровне, относящем Тюменскую область к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.

Отношение объема государственного долга Тюменской области к объему доходов без учета безвозмездных поступлений, характеризующее уровень долговой нагрузки на областной бюджет, на 1 января 2023 года составило 2,8%, ожидаемая оценка по состоянию на 1 января 2024 года — 4,0%.

Объем государственного долга Тюменской области составил на 1 января 2023 года 6 326 млн рублей, увеличился за 2022 год на 5 324 млн рублей в основном за счет привлечения из федерального бюджета бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - инфраструктурный бюджетный кредит), в меньшей степени — за счет увеличения объема обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Тюменской области. По итогам 2023 года ожидается увеличение объема государственного долга области до 8 926 млн рублей (на 41%) так же в основном за счет привлечения инфраструктурного бюджетного кредита.

Инфраструктурные бюджетные кредиты привлечены из федерального бюджета в пределах установленных для Тюменской области лимитов сроком на 15 лет по ставке 3% годовых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов». В 2022 году привлечен инфраструктурный бюджетный кредит в объеме 4 860,2 млн рублей, в 2023 году - 1 553,3 млн рублей для реализации проектов социальной и транспортной инфраструктуры в жилых районах «Юго-Западный» и «Мыс» города Тюмени.

В 2023 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2023 N 525 "Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета и о внесении изменения в пункт 12.1 Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» привлечен специальный казначейский кредит в размере 600,0 млн рублей для приобретения подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.

У Тюменской области отсутствует коммерческий государственный долг (долг по кредитам, привлекаемым от кредитных организаций и по государственным облигациям Тюменской области).

В структуре государственного долга в 2021 году основную долю составляли государственные гарантии Тюменской области (68%), доля бюджетных кредитов составляла 32%. По итогам 2022 доля государственных гарантий в структуре государственного долга Тюменской области снизилась до 18%, а доля бюджетных кредитов увеличилась, соответственно, до 82%. Сохранение данной структуры государственного долга Тюменской области ожидается и по итогам 2023 года.

Данные об объеме и структуре государственного долга Тюменской области приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Объем и структура государственного долга Тюменской области

 

 

 

Наименование показателя

на 01.01.2022

на 01.01.2023

на 01.01.2024 (оценка)

Объем госдолга, млн рублей

 

Доля, %

Объем госдолга, млн рублей

 

Доля, %

Объем госдолга, млн рублей

 

Доля, %

Государственный долг Тюменской области, всего,

в том числе

 

1 002

 

X

 

6 326

 

X

 

8 926

 

X

бюджетные кредиты

321

32

5 182

82

7 335

82

государственные гарантии

681

68

1 144

18

1 591

18

 

Государственные гарантии Тюменской области выступают важным инструментом государственной поддержки, способствуют реализации инвестиционных, инфраструктурных и социально значимых проектов, позволяют юридическим лицам оперативно привлекать заемные средства, обеспечивать исполнение иных видов обязательств.

В 2022-2023 годах Тюменская область приняла участие в реализации проектов с использованием механизма инфраструктурных облигаций для финансирования объектов инфраструктуры, в том числе для жилищного строительства. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2459 "Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации» предоставлены государственные гарантии Тюменской области в обеспечение целевых займов для строительства объектов инфраструктуры в целях реализации проектов жилищного строительства в г. Тюмени в размере 647,6 млн рублей - в районе аэропорта «Плеханово» и в размере 842,7 млн рублей - в жилом комплексе в створе улиц Московский тракт и Окружная дорога в г. Тюмени.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации планируются бюджетные ассигнования на возможное исполнение государственных гарантий Тюменской области. Расчеты предельных объемов этих ассигнований определяются исходя из графиков платежей по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями Тюменской области и с учетом оценки вероятности наступления гарантийных случаев. В 2022 году на эти цели в областном бюджете было предусмотрено 196,3 млн рублей, в 2023 году - 340,5 млн рублей.

Гарантийных случаев по предоставленным государственным гарантиям Тюменской области не было, обеспеченные государственными гарантиями Тюменской области обязательства исполнены принципалами в полном объеме.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Тюменской области в 2022 году состояли из процентных платежей по бюджетным кредитам из федерального бюджета в общей сумме 88,1 млн рублей или 0,03% от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций.

По оценке 2023 года расходы по обслуживанию государственного долга Тюменской области составят 184,3 млн рублей или 0,07%. Увеличение расходов ожидается за счет предоставления из федерального бюджета областному бюджету бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и специального казначейского кредита.

По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации, в в 2022-2023 годах Тюменская область, как и в предыдущие годы вошла в группу субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.

Основные показатели долговой устойчивости Тюменской области по итогам 2021 - 2022 годов и оценке 2023 года приведены в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Показатели долговой устойчивости Тюменской области

N п/п

Наименование показателя

на 01.01.2022 отчет

на 01.01.2023 отчет

на 01.01.2024 оценка

 

1

Отношение объема государственного долга к общему утвержденному годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений(при расчете показателя в объеме государственного долга не учитываются бюджетные кредиты, предоставленные из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов)

 

0,4%

 

0,7%

 

1,1%

 

2

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций

 

0,0001%

 

0,03%

 

0,07%

3

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета (при расчете показателя в годовой сумме платежей по погашению и обслуживанию государственного долга не учитывается сумма платежей по погашению и обслуживанию кредитов, предоставленных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов)

 

0,0001%

 

0,0001%

 

0,002%

 

4

Доля краткосрочных обязательств в общем объеме государственного долга

 

0%

 

0%

 

 

0%

          Состояние государственного долга, наряду с другими бюджетными показателями, обусловило наивысший уровень кредитного рейтинга по национальной шкале.

В 2022-2023 годах Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством (АКРА АО) подтвержден присвоенный в 2017 году Тюменской области наивысший уровень кредитного рейтинга по национальной шкале (ААА(RU), прогноз «Стабильный»).

Кредитный рейтинг Тюменской области свидетельствует о высоком уровне кредитоспособности и платежеспособности Тюменской области и создает возможности для осуществления государственных заимствований на более выгодных условиях.

Информация о величине и структуре государственного долга Тюменской области размещается на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/finance/gosdolg.htm

 

2. Основные факторы, определяющие характер и

направления долговой политики Тюменской области

 

Основными факторами, определяющими характер долговой политики Тюменской области на 2024 - 2025 годы при исполнении областного бюджета, являются:

риски снижения налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и роста расходов областного бюджета вследствие влияния ухудшения экономической ситуации и необходимости реализации мер по стабилизации экономики и социальной поддержке населения, а также изменения федерального законодательства;

изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленная в том числе неблагоприятными внешнеполитическими факторами и санкционным давлением со стороны иностранных государств;

сохранение потребности в финансировании инвестиционных проектов, в том числе инфраструктурных, во взаимосвязи с государственной политикой по стимулированию инвестиционной деятельности и социально-экономического развития регионов.

Объем и формы государственных заимствований Тюменской области на 2024 - 2026 годы будут определять следующие факторы:

1) Формирование областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов с дефицитом и планирование государственных заимствований для его покрытия может привести к увеличению государственного долга Тюменской области.

Основными источниками финансирования дефицита областного бюджета будут рыночные заимствования. При этом значения показателей долговой устойчивости Тюменской области будут находиться на допустимом уровне, в пределах ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2) Состояние внутреннего рынка заимствований.

Установленная с 19 сентября 2022 года ключевая ставка Банка России в размере 7,5% в течение 2023 года была трижды увеличена и составила на 13 октября 2023 года 13%. Поскольку ключевая ставка Банка России напрямую влияет на размер процентных ставок на финансовом рынке, при определении формы и срока государственных заимствований Тюменской области на 2024 - 2026 годы стоимость заемных ресурсов будет являться определяющим фактором.

3) Потребность в развитии инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов и разработанные Правительством Российской Федерации меры государственной поддержки для стимулирования инвестиционной деятельности и социально-экономического развития регионов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов».

 

3. Цель и задачи долговой политики Тюменской области

 

В 2024 - 2026 годах целью долговой политики Тюменской области будет обеспечение потребности региона в заемном финансировании с учетом эффективного и ответственного управления государственным долгом Тюменской области и своевременного и полного исполнения долговых обязательств.

 

Основными задачами долговой политики Тюменской области являются:

1) привлечение необходимого объема государственных заимствований Тюменской области, их диверсификация по видам и срокам заимствований, с учетом ограничений и требований, установленных бюджетным законодательством;

2) минимизация бюджетных рисков при осуществлении государственных заимствований и при предоставлении государственных гарантий Тюменской области, а также в течение срока их действия;

3) равномерное распределение долговой нагрузки по годам и минимизация стоимости обслуживания заимствований;

4) своевременное исполнение и обслуживание долговых обязательств Тюменской области;

5) поддержание показателей долговой устойчивости на безопасном уровне;

6) создание условий для сохранения кредитного рейтинга Тюменской области по национальной шкале на наивысшем уровне кредитоспособности;

7) обеспечение доступности информации о государственном долге и кредитном рейтинге Тюменской области путем размещения информации на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресам: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/finance/gosdolg.htm, https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/finance/kredit_r.htm.

 

4. Инструменты реализации долговой политики Тюменской области

         

В качестве источников заемных ресурсов в 2024 - 2026 годах будут рассматриваются заимствования, диверсифицированные по видам и срокам погашения.

Государственные облигации Тюменской области планируются в качестве долгосрочного источника покрытия дефицита областного бюджета. Основными преимуществами указанного инструмента заимствования являются конкурентный механизм ценообразования, возможность гибкого управления государственным долгом в части, касающейся объемов и графиков платежей, использования ценных бумаг в рамках мероприятий по управлению ликвидностью областного бюджета, а также повышение открытости и прозрачности долговой политики Тюменской области.

Целевым ориентиром средневзвешенного срока до погашения портфеля государственных облигаций Тюменской области устанавливается срок до 10 лет, доходность - на уровне доходности облигаций эмитентов с аналогичными кредитными рейтингами.

Кредиты кредитных организаций планируются для покрытия потребности в краткосрочных и среднесрочных средствах.

Привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета в 2024 - 2026 годах рассматривается во взаимосвязи с политикой Правительства Российской Федерации по оказанию поддержки субъектам Российской Федерации на возвратной основе.

В 2024-2025 годах планируется привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов Тюменской области в пределах одобренных лимитов в общей сумме 2 267,9 млн рублей сроком на 15 лет по ставке 3% годовых.

В целях обеспечения краткосрочной ликвидности единого счета областного бюджета в пределах финансового года планируется привлечение бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.

Объемы и параметры государственных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечивалась сбалансированность, долговая устойчивость областного бюджета и своевременность расчетов по долговым обязательствам в полном объеме.

Расходные обязательства Тюменской области по обслуживанию государственного долга в 2024 - 2026 годах будут определяться на основании действующих и планируемых долговых обязательств, прогнозного уровня доходности государственных облигаций Тюменской области и прогнозной стоимости кредитных ресурсов.

В 2024 – 2026 годах будет продолжено оказание государственной гарантийной поддержки, способствующей развитию деятельности экономических субъектов.

Продолжится взаимодействие с инвестиционным сообществом и кредитными рейтинговыми агентствами.

 

5. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Тюменской области

 

Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики Тюменской области на 2024 – 2026 годы, являются:

1) Процентный риск – риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований.

В целях минимизации риска роста расходов на обслуживание государственного долга по причине изменения процентных ставок проводится аналитическая работа, мониторинг рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок на горизонте планирования расходов областного бюджета.

2) Риск снижения ликвидности рынка – отказ инвесторов (потенциальных приобретателей государственных облигаций Тюменской области) предоставить заемные средства в результате изменения макроэкономической ситуации.

В целях предупреждения данного риска планирование государственных заимствований осуществляется в том числе с учетом консервативного варианта привлечения заимствований и осуществления платежей по государственному долгу для обеспечения востребованности у инвесторов приобретения долга Тюменской области.

3) Риск наступления гарантийных случаев - неплатежи принципалов по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями Тюменской области.

Для снижения рисков исполнения условных обязательств принимаются следующие меры:

совершенствование правовой основы для предоставления государственных гарантий Тюменской области;

распределение рисков между Тюменской областью и получателями государственных гарантий Тюменской области (принципалами), гарантирование обязательств только в части основного долга, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

установление права регрессного требования по предоставляемым гарантиям. Государственной гарантией, не предусматривающей право регрессного требования, могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100% акций (долей) которого принадлежит Тюменской области, либо государственного унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Тюменской области. В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, государственные гарантии Тюменской области могут быть предоставлены в обеспечение исполнения обязательств муниципального образования без предоставления им обеспечения исполнения обязательств по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу в связи с исполнением государственной гарантии Тюменской области;

анализ финансового состояния принципала, а также его гаранта, залогодателя и поручителя, проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения при предоставлении государственных гарантий Тюменской области;

мониторинг финансового состояния принципала, залогодателя, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью обеспечения после предоставления государственной гарантии Тюменской области.

 

Постановление Правительства Тюменской области "Об основных направлениях долговой политики Тюменской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" от 26.10.2023 N 689-п